Судьбы обездоленных детей в романах Диккенса

В историях Оливера Твиста и Николаса Никлби отображена судьба многих обездоленных. И тому, и другому приходится много пережить, столкнуться со злом и несправедливостью, но добро побеждает, и все конфликты разрешаются счастливо. В ранних романах Диккенса добро торжествует над злом. Писатель апеллировал к совести и добрым чувствам читателей, комическая стихия его романов сливается с решением проблем, которые глубоко волновали его современников.

Среди этих проблем на первом плане – положение бедняков, состояние школьного образования,

судьба ребенка в современном обществе. Этому и посвящены “Оливер Твист” и “Николас Никлби”. Маленький Оливер Твист и юный Николас Никлби познают голод, одиночество, боль неуважения.

Но они – не наблюдатели жизни, а ее участники, не только свидетели существующей несправедливости, а ее жертвы, которые смогли, тем не менее, выстоять, сохранив свое человеческое достоинство. Правда, как это и бывает у Диккенса, судьбу его героев изменяет счастливый случай, встреча с добрыми людьми, которые окружают их заботой и вниманием. Но прежде чем это случилось, они много пережили.

Диккенс провел своих героев

через логова бедности, познакомил с жизнью воров и преступников, рассказал о жестоких и диких обычаях, которые процветают в частных школах, о страдании сирот в рабочих домах. Диккенс выступил защитником обездоленных, не ограничиваясь только жалостью. В

Обычных людях он видит не только объект сочувствия, их моральные принципы и качества он противопоставляет лицемерию богатых вельмож. Тема одиночества маленького беззащитного существа в жестоком мире, начиная с “Оливера Твиста”, займет важное место в творчестве Диккенса, который умел с большой проникновенной силой рассказать о страдании ребенка. Страдает несчастный Оливер, умирает крошечка Нел, гибнет Поль Домби (“Домби и сын”), до последней капли отчаяния доведен Смайк (“Николас Никлби”).

В “Предисловии к Оливеру Твисту”, написанном через три года после первого издания романа, Диккенс подчеркивал, что его главная задача – показать “жестокую правду”, изобразить мир воров и преступников без прикрас. И он остается верным своей программе, он верный жизненной правде в описаниях лондонской трущобы. Среди своих предшественников, традиции которых он продолжает, Диккенс называет романиста XVIII ст. Г. Филдинга и английского художника Хогарта.

На полотнах и гравюрах Хогарта, как писал Диккенс, “будет вечно отображаться и столетие, в котором он жил, и человеческая природа всех времен”. Новым и важным периодом в творчестве Диккенса стали 40-е годы. Это был период подъема чартистского движения в Англии.

Диккенс посетил много американских городов – Нью-Йорк, Бостон, Филадельфию, Вашингтон, Балтимор, Ричмонд и др., проехал южными и западными штатами, побывал возле Ниагарского водопада. Пять с половиной месяцев продолжалось его путешествие, и он много смог понять и увидеть. Диккенс был возмущен узаконенным на юге страны рабством негров, продажностью печати и т. п. Об этом он написал по возвращении в Англию в “Американских заметках”. Пребывание в Америке Диккенс хотел использовать и для защиты своих авторских прав, поскольку его произведения, как, впрочем, и книги других английских писателей, издавались за океаном без договоренности с авторами и без денежной компенсации.

В марте 1842 г. Диккенс подал в Сенат петицию об авторском праве. Но все это отнюдь не мешало Диккенсу восхищаться красотой природы Америки и, самое главное, самими американцами – энергичными, сердечными, гостеприимными и вместе с тем практичными и деловыми. Диккенс наладил дружеские отношения с Ирвингом и Лонгфелло.

Его интересовала творчество Э. По, а позднее он высоко оценил роман Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”, заметив, что острота темы этой книги объединяется с художественными ценностями. В буревые 40-е годы Диккенса глубоко волновал процесс усовершенствования общества. Как свою социальную программу, как призыв, адресованный и богатым, и бедным к их братскому единению, рассматривал Диккенс созданные им в 40-х годах “Рождественские рассказы” (“Рождественская песня в прозе”, “Сверчку место за печкой”).

Эти произведения (особенно “Рождественская песня в прозе”) получили громкую славу в Англии.

В “Рождественских рассказах” Диккенс объединяет реальность со сказкой, правду с выдумкой, фантастическое и будничное, замечательный образ скряги Скруджа (“Рождественская песня в прозе”), который перевоплощается в доброго и чуткого старичка. Скрудж, который был воплощением эгоизма, бездушности и жестокости, который пренебрегал бедняками и думал лишь о своем обогащении, превращается под влиянием духов прошлого, настоящего и грядущего, которые посетили его в Рождественскую ночь, в добросердечного дядечку, который отправляется на Сочельник в дом к своему племяннику.

Он приносит радость другим и сам становится счастливым. В самом деле сказочный конец! И вместе с тем образ Скруджа, мотив “душевного холода”, “каменного сердца” опережают темы и образы романов “Домби и сын”, “Трудные времена”. В “Звонах” ставится вопрос о положении народа и осуждается мальтузианство.

В рассказе “Сверчку место за печкой” поэтизируется тепло семейного очага, чуткость любящего сердца. В 40-х годах создан один из наиболее значительных романов Диккенса – “Домби и сын”. Работа над ним началась в Англии летом 1846 года, продолжалась в Швейцарии и Франции, а закончилась в апреле 1848 г. в Англии.

В романе “Домби и сын” (полное название – “Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт”) речь идет о семье владельца торговой фирмы, коммерсанта Домби, о судьбе его детей – дочери Флоренс и сына Поля, о смерти его первой жены и о том, как ушла из дома гордая красавица Эдит. Но это не “семейный роман”.

На его страницах возникает сама Англия, представленная большим количеством персонажей, характеров, разнообразием разногласий, контрастов, событий. Через семейные отношения в доме мистера Домби раскрываются связи и взаимоотношения людей в современном писателю обществе. Если свои предыдущие романы Диккенс выстраивал как ряд эпизодов, которые поочередно сменяют друг друга, то в “Домби и сыне” все направлено к единому центру. Таким центром романа становится фигура Домби, особенности характера и интересы фирмы которого влияют на судьбы других людей.

Он и сам сначала ощущает себя центром Вселенной. “Земля была создана для Домби и сына… Реки и моря были созданы для плавания их кораблей… звезды и планеты двигались своими орбитами, чтобы сохранить незыблемой систему, в центре которой были они”.

Морально-эстетичный идеал Диккенса связан с людьми, которые противостоят миру Домби. Это кочегар Тудл, его жена мисис Тудл, капитан Катл, юный Волтер Гей, горничная Сьюзен Ниппер, Сол Джилс, смешной и милый мистер Тутс. Среди этих людей Флоренс, которая покинула родительский дом, находит приют и понимание. А те, кто “не имеет сердца” или сдерживает в себе его порывание, противостоят Флоренс и ее окружению.

Мир Домби противопоставлен миру обычных людей. Моральный идеал в романе объединяет в себе черты социального и эстетичного идеала писателя. В романе “Домби и сын” высказана мысль о антигуманном характере “механической” цивилизации: это воплощено в зловещем образе железнодорожного пути и поезда, который несется по нему, неся смерть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Судьбы обездоленных детей в романах Диккенса