Становление художника (По роману Лиона Фейхтвангера “Гойя”)



Роман Лиона Фейхтвангера “Гойя” – новое осмысление творческого пути художника. Женщина из народа на портрете светской дамы доньи Лусии.
Реалистичное изображение королевской семьи. “Капричос” как вершина эволюции художника Франсиско Гойи.
В 1951 году вышло новое произведение Лиона Фейхтвангера – роман “Гойя”. Фейхтвангер к тому времени был уже известным писателем, и на его счету уже множество романов. Но “Гойя” – это новый виток в творчестве автора. Здесь Фейхтвангер по-иному показывает развитие и становление

художника, чем в своих предыдущих произведениях.

В романе передано и душевное развитие испанского художника Франсиско Гойи (1746- 1828), его личная жизнь, помимо социума, тоже дала толчок к его продвижению от приукрашенных портретов до “Капричос” (картин-карикатур). Гойя у Фейхтвангера проходит “тяжкий путь познания” и завершает его, когда создает нечто, понятное своему народу. Гойя не испугался нарисовать карикатуры на духовенство, ханжей, аристократов…
Рисовать – вот, что должен был научиться делать Гойя. Портрет доньи Лусии – одна из первых удач Гойи как художника и тонкого психолога.

“Он смотрел на картину… Он добился своего. Создал новое, значительное.

Женщина на портрете та же, что и в жизни, от нее исходит то же мерцание, он удержал то струящееся, неуловимое, что было в ней”. Гойя увидел настоящую Лусию, маху (женщину из народа) под маской светской дамы.
Но Франсиско Гойя, нарисовав свою гениальную картину, так и остается бывшим крестьянином, махо с его упрямостью, предрассудками… Фейхтвангер не идеализирует Гойю. После портрета доньи Лусии Гойя приукрашено рисует дона Мануэля, любовника королевы, всесильного человека, но пошлого, грубого и бездушного.

В его портрете нет правды, и друг и помощник Гойи Августин, не стесняясь, говорит ему об этом: “И тебе не стыдно глядеть на это? Срам, да и только!.. И пока ты будешь стоять в стороне, пока будешь малодушничать и молчать, до тех пор твоя живопись – дрянь и дерьмо”. Но долгий еще путь предстоит пройти Гойе к “Капричос” через великую страсть к герцогине Каэтане Альба, расставание с ней, через смерть дочери, жены, друга, через глухоту…

Новое крупное достижение Гойи – портрет семьи Карлоса IV, короля Испании. Этот портрет перерос в “политическое произведение”. Хотя Гойя чуждался политики и ему даже нравились король и королева, Фейхтвангер подчеркивает, что, работая над картиной, художник не мог не думать о тяжкой доле Испании, о бедности ее народа… Поэтому не без причины Хосефа, жена Гойи, испугалась, глядя на портрет. “…С этюдов на нее глядели злобные лица, а от законченной картины, которую она себе представляла, ей стало холодно.

Она боялась, что в картине будет какой-то вредный дух, какое-то еретическое, опасное, крамольное начало”. “Слишком на себя похожи?” – спросил Гойя, и Хосефа кивнула.
Фейхтвангер показывает, что только в единении с испанским народом найдет себя Франсиско Гойя. И недаром герцогиня Каэтана Альба так хотела быть махой. Она не раз просила изобразить ее в виде простой испанки.

Но Гойя не мог и не хотел этого делать. Даже когда он соглашается на это, то “на полотне у него возникает не маха”. Это подчеркивает чуждость аристократии испанскому народу.

Даже Каэтана Альба, стремящаяся стать махой, так и остается герцогиней.

Вершиной творческого развития Гойи являются “Капричос”. Проявлению этих работ предшествуют не только долгая подготовка, рост художника как творца, но и череда личных бед: разрыв с Каэтаной, полная глухота… Путешествие же Гойи по Испании с погонщиком мулов тоже оказала немаловажное влияние на “Капричос”. “Капричос” – это вся современная Гойе Испания: тут и инквизиторы, и аристократы, и сводницы, и стряпчие…

Вот девушка, окруженная священниками, выходит замуж за неизвестного ей человека. А вот обнаженная по пояс женщина-еретичка в огромном колпаке с унижением на лице. Вот осел-аристократ изучает свою ослиную родословную.

А это толпа верующих стоит на коленях перед чучелом в одежде священника…
Личность художника не исчезает из рисунков. Предрассудки, страхи Гойи, сына крестьянина, часто встречаются здесь в виде демонов, призраков. Есть даже афорт “Сон разума”, где Гойя изобразил человека, может быть, себя, окруженного чудовищами.

Человек в страхе закрывает голову обеими руками.
Опубликовать “Капричос” было делом очень рискованным, ведь инквизиция уже давно присматривалась к художнику. Но, к удивлению Августина, Гойя все-таки решился это сделать. Августин, не сумев уговорить друга оставить свою затею, просит донью Лусию помочь.

И “Капричос” были принесены в дар королю, и уже он, по иронии судьбы, опубликовал их.
Все поняли значение “Капричос”. Дон Дьего, человек, прошедший через трибунал, через отречение, был сражен и поражен правдой этих офортов. Ведь “Капричос” “были местью всех попранных… это был и его вопль ненависти и мести, брошенный в лицо наглым властителям”.

“Капричос” увидели свет, и инквизиция уже ничего не могла поделать. Гойя завершил свой “тяжкий путь познания”, пройдя через потери, ошибки, даже глухоту, к своей победе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Становление художника (По роману Лиона Фейхтвангера “Гойя”)