Психология массового безумия и отражение в романах Булгакова
Различные функции снов, оригинальные находки можно найти у писателей разных поколений XX века. Обратим внимание на последнюю, XX главу романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”. “Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней”. Сразу обращает на себя внимание сказовая интонация этих первых строк. “За окнами расцветала все победоноснее студеная ночь и беззвучно плыла над землей.
Играли звезды, сжимаясь и расширяясь, и особенно высоко в небе была звезда красная и пятиконечная – Марс.
В теплых комнатах
Юлия прошла, и поманила, и засмеялась, проскакивали тени, кричали: “Тримай! Тримай!” Беззвучно стреляли, и пытался бежать от них Турбин, но ноги прилипали к тротуару на Мало-Провальной, и погибал во сне Турбин”. Опять перед нами вопрос: возможен ли такой сон?
Безусловно! Турбину снится вестибюль гимназии, где теперь штаб белых. Там действительно был портрет Александра I, который “посылал улыбку за улыбкой, исполненные коварного
Этот сон – результат сложных реальных переживаний, в которых, конечно, участвовал другой император, отрекшийся от престола. Юлия – таинственная женщина, спасшая Алексея.
“Беззвучно стреляли, и пытался бежать от них Турбин, но ноги прилипали к тротуару на Мало-Провальной, и погибал во сне Турбин”. Сон страшный, “военный”, с угрозой смерти, все – отражение дневной жизни… как часто бывает во сне, ноги прилипали к тротуару. Надо бежать, а человек не может, надо спрятаться, а человек не может. Раскольников бьет старуху, а она смеется…
Сны в этой главе продолжаются, характерно, что это сны проходных героев, не играющих никакой роли в сюжете. На станции Дарница стоял бронепоезд. Скоро красные возьмут Город. Около бронепоезда в остроконечном куколе-башлыке часовой.
Он окоченел и постоянно ходит, за ним ходит его тень. “Тень, то вырастая, то уродливо горбатясь, но неизменно остроголовая, рыла снег своим черным штыком. Голубоватые лучи фонаря висели в тылу человека. Две голубоватые луны, не грея и дразня, горели на платформе”. Человек никак не может согреться.
Глаза у него были голубые, “страдальческие, сонные, томные”.
Он мечтает о тепле, но кругом – холодный свет фонарей, а взор, устремленный в небо, видит холодные звезды. “Удобнее всего ему было смотреть на звезду Марс, сияющую в небе впереди над Слободкой… Она сжималась и расширялась, явно жила и была пятиконечной”. Человек погружался в полудрему.
Из сна не уходила черная стена бронепоезда. “Вырастал во сне небосвод невиданный. Весь красный, сверкающий и весь одетый Марсами в их живом сверкании. Душа человека мгновенно наполнялась счастьем.
Выходил неизвестный, непонятный всадник в кольчуге и братски наплывал на человека. Кажется, совсем собирался провалиться во сне черный бронепоезд, и вместо него вырастала в снегах зарытая деревня – Малые Чугры. Он, человек, у околицы Чугров…” Постовой просыпается. “Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия. Играла Венера красноватая, а от голубой луны фонаря временами поблескивала на груди человека ответная звезда.
Она была маленькая и тоже пятиконечная”.
Обращая внимание на стиль, на ритмику этого отрывка, стоит отметить, что он трагически-поэтичен, близок к сказовой, стихотворной речи. Каков смысл этого сна? Он многозначен, символичен.
Человек из Чугров, видимо, крестьянский паренек, вырванный из мирной жизни, ставший шлемоносцем, человеком войны. Он пропадает, окаменевает, но он полон веры, и как человек, охваченный верой, он смотрит в небо, а там и на земле блещут краски, прекрасные, но холодные. В небе звезда Марс. Марс – бог войны, и звезда красная.
Какой же она может видеться красному бойцу? Конечно, пятиконечной. Пятиконечная звезда поблескивает у него на груди.
Страшен год девятнадцатый, горит в небе красная звезда Марс.
Последний эпизод романа. “И наконец, Петька Щеглов во флигеле видел сон”. Петька, как и боец Жилин, никакого отношения к сюжету романа не имеет, но, значит, он для чего-то нужен Булгакову? “Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном. И сон привиделся ему простой и радостный, как солнечный шар. Будто бы шел Петька по земному большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки.
Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле, стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками.
Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи”. При чтении этого сна возникает неслучайная ассоциация со снами Пети Ростова и Петра Кирилловича Безухова, о которых мы уже говорили выше.
Шар с растекающимися и сливающимися каплями – символ единения, гармонии. Концовка романа Булгакова дает надежду, как и сон ребенка. “Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч”.
И последний абзац: “Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор.
Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?”