Основной конфликт в романах Фадеева

В литературу Фадеев пришел не случайно. Он был человеком одаренным. И заявило о себе его дарование в первой же повести “Разлив”. Хотя через десять лет, вспоминая о своих первых шагах в литературе, Фадеев дал “Разливу” беспощадно суровую оценку: “Несерьезное и неряшливое произведение…

Материал повести остался сырым и необработанным…” Повесть и в самом деле мастерством исполнения не отличалась. Но больше всего удручало ее автора то, что собственные его впечатления и эмоции вышли из-под контроля разума, не подчинились

строгому идейному замыслу. В этом же году выходит еще одно произведение о гражданской войне – рассказ “Против течения”.

Сюжет построен на конфликте между массой и способными противостоять ей большевистскими руководителями, между “выросшей в черноземных падях партизанской стихией и выплавленной в жарких вагранках, окрепшей на железнодорожных путях разумной классовой волей”.

Широкую известность Фадееву принес роман “Разгром” (1927) о партизанской войне на Дальнем Востоке ( “Разгром”). В 1926 году писатель был откомандирован с партийной работы на литературную и переехал в Москву.

В 1926-1932 гг. был одним из руководителей РАПП; с 1934 года – зам. председателя Союза писателей, член правления и президиума СП СССР; в 1939-1944 годах – секретарь СП; в 1946-1954 – генеральный секретарь и председатель правления СП СССР; в 1954-1956 – секретарь правления.

Был редактором ряда газет и журналов.

Гражданской войне был посвящен еще один роман Фадеева – “Последний из удэге” (1929-40). Из 6 задуманных частей романа писатель успел завершить 4. Три года Фадеев писал свою эпопею и двадцать раз перекраивал, переписывал, так и не доведя эту работу до конца. В годы Великой Отечественной войны Фадеев пишет ряд очерков, статей о героической борьбе советского народа, создает книгу “Ленинград в дни блокады” (1944) и “Молодую гвардию” (1945).

В августе 1943 года писателю предложили написать книгу о краснодонском молодежном подполье, материалы о котором были только что доставлены в Москву специальной комиссией. После знакомства с этими документами потрясенный писатель в течение месяца находился в Краснодоне, беседуя с участниками и очевидцами событий. Писать роман помогало Фадееву то, что в деятельности молодогвардейцев было очень много общего с его собственной подпольной деятельностью в 1918-1919 годах.

При всем богатстве предоставленного Фадееву материала в нем было много белых пятен. Используя право писателя на художественный вымысел, автор нашел не просто правдоподобные, а глубоко правдивые, подсказанные всем опытом первых лет войны ответы на вопросы, которые оставались для него открытыми. До печатного варианта “Молодой гвардии” все это либо не дошло вовсе, либо дошло в сильно смягченном и отретушированном виде.

Но и того, что прорвалось в роман, оказалось достаточно, чтобы через два года после выхода его в свет партийная печать подвергла его разгромной критике. Успех романа был несомненным. Образ поколения молодогвардейцев – светлых, чистых, жадных к знаниям, беззаветно преданных родине – ‘полюбился читателям.

В известной фадеевской характеристике этого поколения (“… самые, казалось бы, несоединимые черты – мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм…”) нет ни одной фальшивой ноты. И главное достоинство романа состояло в том, что он открыл это уникальное поколение и для современников, и для будущего читателя. После критики Фадееву было рекомендовано переработать роман.

Переработка “Молодой гвардии” – это целая трагическая эпопея, которая длилась с перерывами три года. В итоге этого Фадеев в известной степени восстановил историческую справедливость: ввел в действие партийное подполье, которое, как выяснилось, действительно существовало в Краснодоне и блестяще выполнило свою главную задачу – не позволило оккупантам восстановить шахты.

Но одновременно убрал из романа остатки горькой правды о войне: исключил сцены паники, снял критику руководителей, утративших связь с народом, возмущение простого люда некоторыми действиями властей, раздумья о ничем не оправданных потерях. В новой редакции многое потерялось и в самом главном – в образе молодогвардейского поколения. Он потускнел, утратил немалую долю своего романтического обаяния.

Недаром еще в ходе переделки романа Фадеев писал в одном из писем: “Я все еще перерабатываю молодую гвардию в старую”.

Последний роман Фадеева “Черная металлургия”, посвященный современности, остался незавершенным. Этот роман был последней надеждой Фадеева реабилитировать себя хотя бы в собственных, а по возможности и в читательских глазах. Когда рухнула и эта надежда, прозвучал выстрел в подмосковном поселке Переделкино, на втором этаже одной из писательских дач. Писательская судьба Фадеева трагична.

Художественное наследие исчерпывается двумя законченными романами. Но оба они оставили в истории литературы заметный след.

И “Разгром”, и “Молодая гвардия” (в первой ее редакции) сохранили для читателя такие черты своего времени, такие штрихи событий и человеческих характеров, каких нет в произведениях других, быть может и более талантливых авторов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основной конфликт в романах Фадеева