Тема грехопадения личности в романах Достоевского
Тема греха, совершенного под воздействием дьявольских сил, подчеркивается в романе и характерной деталью – дерево с дуплом. В пустых дуплах, по мнению суеверных людей, гнездилась всякая нечисть. У Афанасьева приводится поговорка: “Из пустого дупла – либо сыч, либо сова, либо сам сатана”. Значимой пейзажной деталью является и место, где ранее Алеша, возвращаясь в монастырь “мрачной ночью”, наткнулся на Дмитрия – “на перекрестке, под уединенной ракитой”.
Ракита – разновидность ивы, а ива являлась общераспространенной
Существовало присловье: “Влюбился, как черт в сухую ракиту”. И недаром именно на этом месте у Дмитрия появляется мысль о самоубийстве.
Лишь появление Алеши спасло его от этого намерения. Видимо, не случайно выбрана и фамилия одного из героев романа – Ракитин. Он хоть “семинарист и будущий богослов”, по убеждению окружающих втайне метящий в архиереи, но в его душе кроется бесовское
Косвенной характеристикой монастырского старца Ферапонта становится “огромный старый вяз” у его кельи. Вяз, по дневнику Олениной, означал “твердость”11, а также мог символизировать силу, несгибаемость.
Облик Ферапонта перекликается с образом вяза. Он хоть и старик, но “сильный, высокий, державший себя прямо”. Однако в характере Ферапонта твердость перерождается в косность, в воинствующий догматизм.
Он всех уличает в грехах, непримирим даже к невинным человеческим слабостям. Но при этом Ферапонт не замечает, как сам впадает в грех гордыни, единственно себя считая истинным праведником. Он упрекает монахов в малейшем отступлении от догм Священного Писания. И в то же время его рассказы о том, как к нему является некий Святодух в виде синиц, ласточек или щеглов, говорящих “человечьим” языком, а также о том, что в вязе обитает божественная сущность, открывающаяся ему “в нощи”, восходят к древним языческим поверьям.
Он уверяет, что видит в кельях собратьев по монастырю пригревшихся там чертей, а оказывается, что они давно завладели им самим.
Дорога в скит, где поселился старец Зосима, пролегает “через сосновую рощу”. Хвойные деревья (ель, сосна) связывались с представлениями о неизменности, долголетии или бессмертии, о тайне соприкосновения земного и высшего миров, где продолжают свое существование человеческие души. В бытовой и художественной культуре того времени эти деревья нередко сопровождали кладбищенские мотивы. Вспомним строки из элегии В. А. Жуковского “Славянка”: “И дремлют ели гробовые…” В “Евгении Онегине” А. С. Пушкина дается описание могилы Ленского, у которой “две сосны корнями срослись”.
На полотнах М. В. Нестерова, повествующих о скитниках, монашеском уединении (“Пустынник”, “Под благовест”, “Великий постриг” и т. д.), неизменно присутствует ель или сосна; ведь уйти в монастырский затвор означало “умереть” для мира. И в то же время хвойные деревья на картинах Нестерова напоминали о бессмертии души, о ее устремленности к высшим, “горним” сферам. Аналогичную роль играют сосны в поэтике “Братьев Карамазовых”.
Зато когда в “Преступлении и наказании” Свидригайлов перед самоубийством в поисках каких-нибудь отрадных впечатлений попадает в петербургский “увеселительный сад”, где “была одна тоненькая трехлетняя елка и три кустика”, это становится косвенным намеком и на скудость его духовных потенциалов, и на близость его гибели. Вместе с тем чахлый городской садик – словно насмешка современной цивилизации над исконными человеческими мечтами о гармоничном единении с богатой и щедрой природой. Даже цинику Свидригайлову в самый горький вечер перед самоубийством “стеши представляться цветы”.
Хоть на минуту, в сонных грезах ему хочется забыться, представляя “прелестный пейзаж”: “светлый, теплый” Троицын день (по народным верованиям – праздник слияния с природой и с Божественной благодатью), уютный дом, окруженный зеленью и цветами… Но то, что даже во сне у Свидригайлова прекрасные, идилличные картины вдруг переплетаются с темой греха, преступления, смерти (образ девочки-самоубийцы), показывает, насколько опустошено его сердце, не способное ни верить в добро и справедливость, ни служить им.
В “Братьях Карамазовых” старец Зосима поведал, что к пониманию Бога он пришел через созерцание красоты и гармонии природного мира, и завещал: “Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения”.
В его келье рядом со старинными иконами – горшки с цветами. Недаром он утверждал, что в растениях и цветах скрыта “тайна Божия”. В скиту и вокруг домика Зосимы “было множество редких и осенних цветов везде, где только можно было их посадить”.
Зосима вспоминал, как его брату Маркелу перед смертью с пронзительной остротой вдруг открылось, насколько прекрасен и неоценен другими покидаемый им мир; “…Жизнь есть рай, и все мы в раю, да не хотим знать того…”. Цветы в поэтике Достоевского стали прообразом этого “земного рая”.
В “Бедных людях” Варенька, благодаря Макара за подаренные горшки с цветами, писала: “У нас теперь словно рай в комнате”. Зосима, заботливо разводя цветники, стремится напомнить людям, что при желании они могли бы сделать райской земную жизнь. А вот экзотические цветы в кадках, выставленные на лето на террасе, где поселился Мышкин (“Идиот”), и неспособные постоянно вне теплиц существовать в суровом русском климате, с одной стороны, так же призваны создать имитацию “райских кущ”, но с другой стороны, искусственность и недолговечность этого зеленого оазиса подчеркивает неподготовленность Мышкина к тому, с чем ему приходится сталкиваться, приехав из швейцарской лечебницы в Россию.
Он сам – словно редкостный оранжерейный цветок, погубленный окружающей его жестокой действительностью.
В “Братьях Карамазовых” автор, рассказывая о ските Зосимы, делает акцент на “осенних роскошных цветах”. Мотив красоты и увядания – психологическая параллель повествованию о последних днях и смерти старца, о неистощимости его духовной красоты. Но если бы читатель попытался зрительно представить скитские цветники, то на память бы скорее всего пришли астры и хризантемы – самые распространенные осенние цветы в русских садах того времени. Они одинаково бы вписались в лирический строй повествования Достоевского.
Хризантема – по европейской традиции – цветок смерти и печали. Астра в переводе с латинского означает “звезда”.
Образы этих цветов могли бы стать поэтичным дополнением рассказу Достоевского об Алеше, тоскующем ночью о потере наставника и поверяющем свою неизбывную скорбь матери-земле. А звезды в небе и окружавшие его цветы, похожие на звезды, словно старались утешить юношу, убеждая его в непреходящем значении всего лучшего, что воплощено в природе и человеке: “Над ним широко, необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихих сияющих звезд. Осенние роскошные цветы в клумбах около дома заснули до утра.
Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною…”.
Внимание к таким, казалось бы, малозаметным деталям, как упоминания растений в романах Достоевского, вдумчивому читателю помогает глубже проникнуть в поэтический строй произведений и полнее осмыслить все нюансы их художественной концепции.