Анализ стихотворения Блока “Свет в окошке шатался…”

Многоликая героиня “Стихов о Прекрасной Даме” может являться в ускользающем облике обманщицы, которая характеризуется определением “туманная” в произведении ” Днем вершу я дела суеты…” Женский образ, привлекающий ложным блеском, возникает на шумных городских улицах в вечернем свете “убегающего ряда” фонарей.

Лирический герой блоковского сборника не всегда оправдывает репутацию верного поклонника-рыцаря. Преображаясь в замысловатых очертаниях городского пространства, он играет роль наблюдателя, который настойчиво

преследует маску в “манящем девичьем наряде”.

Мотив обмана находит место и в художественном мире произведения “Свет в окошке шатался…”, созданного в августе 1902 г. Поэтическое пространство стихотворения четко разграничено по признакам света и темноты. Первый озаряет комнаты, где происходит “шутовской маскарад”, вторая концентрируется “у подъезда”, рядом с входной дверью. Неизменны и позиции основных персонажей: Он и Она находятся в комнатах, арлекин в одиночестве ждет на улице.

Произведение являет собой редкий пример, когда герой, чья позиция близка к авторской, подчеркнуто

дистанцируется от лирической ситуации.

Что происходит в комнатах, залитых дрожащим светом? Действия оживленного общества подчинены обману, однако “разноцветная ложь” нарядов не может скрыть напряжения, которое выдает “неизбежная дрожь” рук. Представлена лаконичная, но емкая характеристика влюбленной пары: Он кажется напыщенным и хвастливым, Она – наивной и скромной.

Сцена вызывает саркастический хохот арлекина, который подозревает героиню в неискренности.

Одиночество персонажа комедии масок не выглядит абсолютным. Арлекин “общается” с темнотой, как с верной подругой: сначала шепчется, а потом смеется вместе с ней. Подобный подход, наделяющий антропоморфическими чертами детали фона, встречается в стихотворении ” Там – в улице стоял какой-то дом…”, в котором тьма, свет и элементы здания оживают, моделируя ирреальный прихотливый пейзаж.

Мотив танцев на “стройном балу” в окружении зловещих огней “жолтого света” развивается в произведениях, датированных осенью 1902 г. Страсти и страдания классических персонажей дель арте, изображенных в числе гостей, вносят новую трактовку в традиционную систему образов, подчеркивая диссонанс в человеческих отношениях и усиливая трагизм лирической ситуации.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Блока “Свет в окошке шатался…”