“О доблестях, о подвигах, о славе…” анализ стихотворения Блока
Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы общечеловеческий характер и становятся настоящей школой чувств для других. Александр Блок, поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, в начале своего творческого пути свою любимую сравнивал с Прекрасной Дамой и служение ей выбрал как жизненный удел.
Однако сравнивая стихи, написанные с 1902 по 1908 год, можно заметить эволюцию и этой темы, и Образа Прекрасной Дамы. Еще в первых стихах цикла он писал:
Но страшно
Это и произошло: сначала Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку, а в 1908 году Блок написал очень грустное стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” , вошедшее позднее в цикл “Возмездие”, где звучит Тема утраченного идеала.
Это стихотворение, анализ которого будет здесь представлен, написано в форме любовного послания. Оно имеет кольцевую композицию: последняя строфа повторяет первую и одновременно противопоставлена ей, ведь признание в любви завершается осознанием ее невозвратимой утраты. Именно поэтому все стихотворение пронизано страстным
… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою. Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла…
Любовь героя настолько всепоглощающая, что заставляет забыть его “о доблестях, о подвигах, о славе”. Но ведь все это – атрибуты рыцарства, а мотив рыцарства характерен для первого тома. К “Стихам о Прекрасной Даме” отсылает и строка “И вспомнил я тебя пред аналоем”, ведь когда-то свидание героя с дамой его сердца происходило в “темных храмах”.
Не случайно поэт сравнивает героиню со своей молодостью, ведь разлука с любимой означает утрату прежнего идеала, юношеской романтической мечты. Героиня стихотворения названа “милой, нежной”, а ее лицо прекрасным. Но этот идеальный образ контрастирует с несовершенным, дисгармоничным миром, с Образом “горестной земли” и “проклятого роя” дней. “Страшный мир”, воплощенный в Образе “сырой ночи” , оказывается сильнее героя и отнимает у него возлюбленную. Лирический герой настолько смиряется с потерей счастья, что решается на чудовищный поступок:
Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.
Особое значение имеет синий цвет плаща, единственной предметной детали, связанной с обликом героини. У Блока, как и в поэзии позднего средневековья, этот цвет символизирует измену, причем не столько измену в любви, сколько измену идеалам, а также крушение юношеской веры в счастливую мистическую жизнь духа, в мировую гармонию.
Кроме того, в стихотворении явственно звучат композиционные и образные переклички со знаменитым пушкинским стихотворением, посвященным А. П. Керн:
“Передо мной явилась ты” – “Передо мной сияло на столе”;
“И я забыл твой голос нежный” – “И я забыл прекрасное лицо”;
“Шли годы” – “Летели дни” и т. д.
Однако на фоне пушкинских строк отчетливо ощутим трагизм блоковского произведения. При внешнем сходстве композиции у этих стихотворений резко контрастируют финалы. Там, где у Пушкина настает пробуждение души героя, у Блока звучит отчаяние. Героиня Пушкина вносит в мир гармонию (“И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь”), а у блоковского героя эта гармония безвозвратно утрачена (“Вино и страсть терзали жизнь мою”).
Поэтому вину за понесенную утрату поэт возлагает не только на страшный мир, но и на самого себя.
Так в стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…” начинает звучать Мотив возмездия, принципиально важный для всего цикла в целом. Ведь возмездие – это и осуждение самого себя, осознание собственных ошибок, расплачиваться за которые приходится иногда не только усталостью от жизни, но и ожиданием “спасительной смерти”. Подобное душевное опустошение, разочарование в прежних идеалах характерны для всего цикла “Возмездие”, но в представленном стихотворении звучат сильнее всего.