Анализ стихотворения Блока “Мы встречались с тобой на закате…”
Стихотворение “Мы встречались с тобой на закате…”. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение “Мы встречались с тобой на закате…” было написано А. А. Блоком в 1902 году. История создания его связана с любовью поэта к Л. Менделеевой. Лето 1898 года поэт проводит в родовом имении под Петербургом.
Тогда у него завязывается роман с шестнадцатилетней Любой Менделеевой, дочерью его соседей. Однако отношения эти не получили тогда серьезного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта. В 1902 году Блок написал об этом
Стихотворение относится к любовной лирике, стиль его – романтический.
В произведении воплощен традиционный романтический конфликт мечты и реальности. В основе композиции стихотворения принцип антитезы земного и Божественного. Реальная девушка в белом платье противопоставлена утонченной мечте.
Это противопоставление сохраняется на протяжении всего стихотворения, сохраняется оно и в финале. И мечта в финале побеждает. Любовная история заканчивается – “все померкло, прошло, отошло”, а мечта по-прежнему живет в душе лирического
Эта антитеза мечты и реальности присутствует в каждой строфе. В первой строфе лирический герой вспоминает о своих встречах с героиней. И любовь здесь могущественно завладевает его душой, подавляя мечту:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
И здесь мы отметим множество символических деталей. Встреча героев происходит “на закате”, что является своеобразным художественным предварением, намекая на возможность скорого финала, конца их романа. Они катаются на лодке, и река здесь напоминает читателю о неумолимом ходе времени. И действительно, эти вечерние встречи, любовь, надежда – все в прошлом.
Поэт использует в стихотворении глаголы в форме прошедшего времени: “встречались”, “любил”, “думал”, “померкло”, “прошло”, “отошло”. Эта история любви не имеет будущего – именно такое впечатление складывается у читателя.
Третья строфа словно подготавливает грядущее расставание героев:
Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Мечта героя здесь одерживает победу над реальной жизнью. Любовные отношения здесь зыбки, иллюзорны, неопределенны: встречи героев происходят в “вечернем тумане”, вместо зеркальной глади озера – у берега “рябь и камыш”.
В финале герой полностью освободился от завладевших его душой чувств и остался наедине со своей мечтой:
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть – воспоминания о прошлом (первые три строфы). Вторая часть – настоящее время в жизни лирического героя (заключительная строфа).
Стихотворение написано трехстопным дактилем. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты (“о бледной красе”, “лазурная тишь”), метафору, инверсию и ряды однородных членов (“Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурная тишь”).
Произведение органично вливается в поток лирических устремлений поэта к своей мечте – стихотворений “Вечереющий день, догорая…”, “Странных и новых ищу на страницах…”, “Вхожу я в темные храмы…”.