Анализ стихотворения Блока “Мы встречались с тобой на закате…”

Стихотворение “Мы встречались с тобой на закате…”. Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Мы встречались с тобой на закате…” было написано А. А. Блоком в 1902 году. История создания его связа­на с любовью поэта к Л. Менделеевой. Лето 1898 года поэт про­водит в родовом имении под Петербургом.

Тогда у него завязы­вается роман с шестнадцатилетней Любой Менделеевой, доче­рью его соседей. Однако отношения эти не получили тогда серь­езного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта. В 1902 году Блок написал об этом

стихотворение, которое затем показал Любови Дмитриевне.

Стихотворение относится к любовной лирике, стиль его – романтический.

В произведении воплощен традиционный романтический конфликт мечты и реальности. В основе композиции стихотво­рения принцип антитезы земного и Божественного. Реальная девушка в белом платье противопоставлена утонченной мечте.

Это противопоставление сохраняется на протяжении всего сти­хотворения, сохраняется оно и в финале. И мечта в финале по­беждает. Любовная история заканчивается – “все померкло, прошло, отошло”, а мечта по-прежнему живет в душе лиричес­кого

героя, в “вечернем тумане”, в чьих-то мыслях “о бледной красе”.

Эта антитеза мечты и реальности присутствует в каждой стро­фе. В первой строфе лирический герой вспоминает о своих встре­чах с героиней. И любовь здесь могущественно завладевает его душой, подавляя мечту:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив,

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

И здесь мы отметим множество символических деталей. Встре­ча героев происходит “на закате”, что является своеобразным художественным предварением, намекая на возможность скоро­го финала, конца их романа. Они катаются на лодке, и река здесь напоминает читателю о неумолимом ходе времени. И действи­тельно, эти вечерние встречи, любовь, надежда – все в прошлом.

Поэт использует в стихотворении глаголы в форме прошедшего времени: “встречались”, “любил”, “думал”, “померкло”, “про­шло”, “отошло”. Эта история любви не имеет будущего – имен­но такое впечатление складывается у читателя.

Третья строфа словно подготавливает грядущее расставание героев:

Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Мечта героя здесь одерживает победу над реальной жизнью. Любовные отношения здесь зыбки, иллюзорны, неопределен­ны: встречи героев происходят в “вечернем тумане”, вместо зер­кальной глади озера – у берега “рябь и камыш”.

В финале герой полностью освободился от завладевших его душой чувств и остался наедине со своей мечтой:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть – воспоминания о прошлом (первые три строфы). Вторая часть – настоящее время в жизни лирического героя (заключительная строфа).

Стихотворение написано трехстопным дактилем. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты (“о бледной красе”, “лазурная тишь”), метафору, инверсию и ряды однородных членов (“Приближений, сближений, сгораний – Не приемлет лазурная тишь”).

Произведение органично вливается в поток лирических уст­ремлений поэта к своей мечте – стихотворений “Вечереющий день, догорая…”, “Странных и новых ищу на страницах…”, “Вхо­жу я в темные храмы…”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Блока “Мы встречались с тобой на закате…”