“Ночь, улица, фонарь, аптека…” анализ стихотворения Блока

Рубеж XIX и XX веков был своего рода “смутным временем”. Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха. Такие настроения проявились и в литературе: именно на конец XIX века приходится эпоха декаданса (от французского – “упадок”).

Появляются произведения с пессимистическими названиями: “Закат Европы”, “Без дороги”, “В тупике”.

Символист Александр Блок тоже не

избежал подобного настроения. Его цикл 1905 года называется “Страшный мир”. Действительно, Мотив страха звучит здесь с особенной силой.

По мнению критиков, для Блока началось осознание российской действительности, ведь “страшный мир” – это мир, уродующий и губящий человека. В дальнейшем понятие страшного мира станет не только отдельной темой его творчества, но и будет для него определением жизни, по-блоковски точным и ярким: в нем и громадность силы, уродующей судьбы людей, и ужас перед всеохватывающим мраком, в котором не видно пути, и осознание невозможности принять его принципы.

Однако другим

важнейшим мотивом цикла становится Мотив омертвения мира современной городской цивилизации. Надо отметить, что Мотив города и его влияния на человека появился сначала в русской прозе конца XIX века. Так, в романе “Преступление и наказание” Федора Михайловича Достоевского Петербург становится соучастником преступления Родиона Раскольникова.

В поэзии начала ХХ века, особенно модернистской, город становится сценой для театра абсурда. Например, в стихотворении Владимира Маяковского “Адище города” появляется совершенно враждебный человеку мир города, перенявшего от него все самое ужасное: “у раненого солнца вытекал глаз”, а “ночь излюбилась, похабна и пьяна”. Кстати, “дряблая луна” Маяковского сопоставима с луной, воссозданной Блоком в “Незнакомке”: у символиста тоже не традиционный романтический образ, а диск, который “бессмысленно кривится”.

Стихотворение Александра Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” , которому посвящен анализ, хотя и было написано в 1912 году, традиционно относится к Теме страшного мира. В нем с наибольшей полнотой звучит мотив безысходности. Он усиливается, во-первых, кольцевой композицией, ведь начинается и заканчивается произведение одинаковыми словами, создающими замкнутый круг, а во-вторых, лексикой самого стихотворения: “исхода нет” , “умрешь” , “бессмысленный свет” .

Почему именно аптека появляется уже в первой строке? По времени создания данное стихотворение входит в цикл “Пляски смерти”. Следовательно, в нем ведущей была уже Тема смерти.

Современники вспоминают, что Блок был очень конкретен в своих произведениях. Поэтому, читая их, можно было воссоздать картину реальной действительности. Например, данное стихотворение сразу вызывает ассоциацию с мостом, ведущим на Крестовский остров, который по ночам, как правило, был пустынным и не охранялся городовыми.

Возможно, поэтому он всегда притягивал к себе самоубийц. Именно в аптеке на углу набережной Малой Невки и Большой Зелениной улицы оказывали помощь покушавшимся на самоубийство. Это была мрачная аптека, при этом ее огни и горевший рядом керосиновый фонарь отражались в воде.

Так как Блок любил Петроградскую сторону и часто бывал здесь, то вид “аптеки самоубийц” и вызывал в его сознании мистическое сочетание жизни и смерти, отраженное в “ледяной ряби” Канала.

В стихотворении “Ночь, улица…” тема смерти, конечно, уже переосмыслена и выведена на новый философский уровень. Речь идет уже о Духовной смерти, ведь, согласно христианской вере, греховное земное существование должно смениться райским благополучием – выходом на высший уровень создания. Здесь же ничего не меняется:

Умрешь – начнешь опять сначала…

В этот замкнутый круг духовной смерти попадает и лирический герой: в его душе развивается ощущение смертельной усталости. Использование формы 2 лица глаголов “умрешь, начнешь” становится выражением основы для обобщенно-личных предложений, как будто в этот круг уже вовлекаются все и ощущение безысходности приобретает всеохватный космический характер. Так в небольшом лирическом произведении воплотилась Философская идея о смерти.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Ночь, улица, фонарь, аптека…” анализ стихотворения Блока