Анализ стихотворения Блока “Девушка пела в церковном хоре…”
Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”. Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…” было написано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской революции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской войны, с Цусимским сражением.
Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрасное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, красота, покой и умиротворенность храма – все это противопоставлено
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это прекрасная картина, увиденная поэтом в храме:
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока – это символ обновления,
Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни.
И мрак этот постепенно рассеивается под воздействием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.
Вторая часть произведения – это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, песню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, “Причастного Тайнам”, возвращает нас к жестокой реальности.
Здесь поэт развертывает библейский фразеологизм: “Устами младенца глаголет истина”. И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко у Царских Врат,
Причастный Тайнам, – плакал ребенок О том, что никто не придет назад.
Стихотворение написано дольником. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет (“в тихой заводи”), анафору (в каждой строфе), метафору (“голос, летящий в купол”). Музыкальность, напевность этого произведения создается с помощью многочисленных анафор, ассонансов (“Девушка пела в церковном хоре”), синтаксического параллелизма (“И голос был сладок, и луч был тонок…”).
Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. Написал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту.
Каждое свое публичное выступление он заканчивал чтением именно этого стихотворения.