Анализ стихотворения Блока “Девушка пела в церковном хоре…”



Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”. Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…” было на­писано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской рево­люции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской вой­ны, с Цусимским сражением.

Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрас­ное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, кра­сота, покой и умиротворенность храма – все это противопостав­лено

грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это пре­красная картина, увиденная поэтом в храме:

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока – это символ обновле­ния, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей де­вушки

переходит в стихотворении в образ поющего голоса, “ле­тящего в купол”, а затем – в образ поющего платья: “белое пла­тье пело в луче”.

Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни.

И мрак этот постепенно рассеивается под воздей­ствием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.

Вторая часть произведения – это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, пес­ню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, “Причастного Тайнам”, возвращает нас к жестокой реальности.

Здесь поэт раз­вертывает библейский фразеологизм: “Устами младенца глаго­лет истина”. И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко у Царских Врат,

Причастный Тайнам, – плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитет (“в тихой заводи”), анафору (в каждой строфе), метафору (“голос, летящий в купол”). Музыкальность, напевность этого произве­дения создается с помощью многочисленных анафор, ассонан­сов (“Девушка пела в церковном хоре”), синтаксического парал­лелизма (“И голос был сладок, и луч был тонок…”).

Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. На­писал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту.

Каждое свое пуб­личное выступление он заканчивал чтением именно этого сти­хотворения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Блока “Девушка пела в церковном хоре…”