Анализ стихотворения Блока “Гадай и жди. Среди полночи…”

Таинственное свидание с “подругой желанной” относится к числу сквозных тем, возникающих в многообразном мире “Стихов о Прекрасной Даме”. Со встречами влюбленных связаны мотивы томительного ожидания, “огневой игры” и ворожбы, фоновые зарисовки наступающих сумерек. Романтическая героиня, фигурирующая в этой группе поэтических текстов, приобретает черты реальной женщины, которая заметно отличается от условного облика недосягаемой Девы-Звезды.

Тема свидания постепенно осложняется мотивами двойничества и обмана.

Стихотворение,

датированное мартом 1902 г., обращено к женскому образу, “милому другу” лирического “я”. В ночной картине возникает третий участник, которым выступает мужской персонаж. Неопределенность его облика подчеркивается сравнением “как некий Дух”.

Именно ему предстоит встретиться с героиней.

Фигура загадочного третьего участника, выступающего в качестве двойника лирического субъекта, обнаруживается и в других стихотворных текстах сборника. Он появляется в картинах обманчивого городского пейзажа в окружении шумных

и кривляющихся карнавальных персонажей (“Свет в окошке шатался…”). С вторжением двойника возрастают тревожные дисгармоничные интонации, усиливается драматизм лирической ситуации. Даже детали урбанистической зарисовки приобретают свойство гримасничать.

В стихотворении ” Там – в улице стоял какой-то дом…” сравнение оконного карниза со “лбом наморщенным” порождает фантасмагорические ощущения ирреальности происходящего.

Какими чертами наделена лирическая героиня, ожидающая свидания? В анализируемом тексте возникает лишь одно определение ее портрета: “дерзостные очи”, которые “зажгутся” в окне, предвосхищая долгожданный стук в дверь.

Женский образ обнаруживает знаковую связь со стихией огня, которая определяет пламенный, “огневой” характер встреч.

Влюбленный видит в глазах страстной избранницы “пламень роковой”. В тереме, где живет “царевна”, дрожит мощный “яркий пламень”, который с улицы кажется слабым, неверным. Поэт задействует амбивалентные признаки известного символа: огонь выступает в качестве атрибута высшего начала и сжигающего адского пламени.

Отблеск подобной двойственности несут “огневые круги” – ночные встречи героев. С момента дистанцирования лирического героя и выдвижения соперника-двойника диссонанс усиливается, достигая кульминации в эпизодах сборника, связанных с мотивами лжи и шутовского маскарада.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Блока “Гадай и жди. Среди полночи…”