Звуки речи
Звуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи, которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками.
Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук – кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц, звук сам по себе не имеет значения.
Однако из звуков составляются морфемы и слова, кроме того, звуки могут различать разные слова.
Звучащая речь производится говорящим и воспринимается
Сложное устройство артикуляционного аппарата человека позволяет образовывать бесконечное множество разнообразных звуков, представленных в различных языках мира. С точки зрения слушающего звук речи характеризуется физическими, или акустическими, параметрами – высотой, силой, длительностью и тембром.
Артикуляционные и акустические характеристики звуков тесно взаимосвязаны. Звуки речи образуются при выдохе воздуха из легких.
В первом случае источником образования звука является тон, который характеризует гласные звуки, сонорные и звонкие согласные. Без голосового источника образуются глухие согласные.
Специфические характеристики звуков зависят от размера и формы ротового резонатора, от места образования преграды на пути воздушной струи и от способа преодоления этой преграды.
- Определение. Что такое Звуки речи Звуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи, которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками. Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук-кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц (морфем, слов, предложений), звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков […]...
- Определение. Что такое Согласные звуки Согласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воздушной струи. С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шкале сонорности […]...
- Согласные звуки Согласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воздушной струи. С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шкале сонорности […]...
- Согласный звук Место образования согласного звука – место в полости рта, где образуется преграда на пути выдыхаемого воздуха при произнесении того или иного звука. Преграда может образовываться в разных местах ротовой полости, при этом один из органов речи, формирующих преграду, активен, а другой – пассивен. Так, например, нижняя губа может образовывать смычку с верхней губой – при […]...
- Определение. Что такое Место образования и способ образования звуков Место образования (согласного) – место в полости рта, где образуется преграда (смычка или щель) на пути выдыхаемого воздуха при произнесении того или иного звука. Преграда может образовываться в разных местах ротовой полости, при этом один из органов речи, формирующих преграду, активен, а другой – пассивен. Так, например, нижняя губа может образовывать смычку с верхней губой […]...
- Определение. Что такое Гласные звуки Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи. С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении […]...
- Гласные звуки Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона, а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи. С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных […]...
- Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: “Звуки К – Кь” Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: “Звуки К – Кь” Цель: 1. Закрепить знания детей о звуках К, Кь. Совершенствовать умение дифференцировать звуки на слух и в произношении. Учить выполнять звуковой анализ слова кино. 2. Закрепить знания по теме “Зима”, умение отвечать полным предложением. 3. Развивать фонематический слух. 4. […]...
- ГИА А4 Фонетика Вариант 1 ГИА Русский – 9 Задание А4 “Фонетика” Вариант 1 – А Укажите ошибочное суждение В слове НОЧЬЮ мягкость согласного на письме обозначена буквой Ь ( мягкий знак). В слове ПАЦИЕНТЫ звуков больше, чем букв. В слове ВЗРОСЛЫХ первый звук – . В слове РАДОСТНО согласный звук не произносится. 2. Укажите ошибочное суждение В слове СЧАСТЛИВ […]...
- Определение. Что такое Согласный мягкий звук Согласный мягкий – согласный звук, при образовании которого язык продвигается вперед и средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Этот артикуляционный жест является дополнительной артикуляцией, которая сопутствует основной – месту и способу образования согласного звука. Согласные в русском языке образуют 15 пар, противопоставленных по твердости – мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] […]...
- Сочинение на тему: “Звуки осени” Сочинение на тему: “Звуки осени” Звуки осени. У каждого времени года свои звуки. Они такие неповторимые и яркие, что многих композиторов вдохновляли на создание музыкальных произведений на темы времен года. Осенние мелодии самые впечатляющие. Какие же звуки осени вспоминаются прежде всего? Звук первого школьного звонка – дети отправляются в школу осенью. Звук будильника – теперь […]...
- Определение. Что такое Звук и буква в Алфавите Звук и буква: звук – единица звучащей речи, а буква – графический знак для обозначения звука речи на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь – естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность – искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть […]...
- Звук и буква в алфавите Звук и буква: звук – единица звучащей речи, а буква – графический знак для обозначения звука речи на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь – естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность – искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть […]...
- Определение. Что такое Согласный глухой звук Согласный глухой – согласный звук, который образуется без голосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: [к], [п], [с,] [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] (на […]...
- Определение. Что такое Фонетика Фонетика (от греч. phonetikos звуковой, голосовой) – раздел языкознания, изучающий звуковое строение языка. Предмет фонетики составляют такие материальные языковые единицы, как звуки речи, слоги, словесное ударение, фразовая интонация. Поскольку звуковую материю языка можно изучать с разных сторон, принято различать акустическую, артикуляционную, перцептивную и функциональную фонетику. Акустическая фонетика исследует звуки человеческой речи как физические явления и […]...
- Твір на тему: “Звуки осіни” Твір на тему: “Звуки осіни” Звуки осінися У кожної пори року свої звуки. Вони такі неповторні і яскраві, що багатьох композиторів надихали на створення музичних добутків на теми пір року. Осінні мелодії самі вражаючі. Які ж звуки осіни пригадуються насамперед? Звук першого шкільного дзвінка – діти відправляються в школу восени. Звук будильника – тепер доводиться […]...
- Конспект урока на тему “Звуки Д, Дь. Буква Д” Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1551 СЗОУО г. Москвы Конспект урока на тему “Звуки Д, Дь. Буква Д” Подготовила Учитель-логопед Юдина Евгения Анатольевна Г. Москва Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д. Цели: Познакомить детей со звуками Д и Дь, буквой Д, научить характеризовать данные звуки. Развивать у детей фонематические процессы. Упражнять в делении слов […]...
- Раскрыть смысл высказывания Головина “К оценке достоинств речи мы должны подходить” (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Бориса Николаевича Головина: “К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?” Существуют различные языковые единицы: слово, предложение, словосочетание и др. Судить о достоинствах речи можно как раз по тому, насколько удачно […]...
- Сочинение на тему Звуки и краски весны Весна – прекрасное время года. У нее есть свои яркие краски и своя красивая музыка. Весной становится теплее. Снег тает. С юга прилетают птички, начинают вить свои гнездышки и петь красивые песни. Так приятно рано утром в солнечную погоду выйти из дома и услышать щебетание, чириканье птиц. Также весной появляются первые листочки на деревьях. Когда […]...
- Фонема Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки слов и морфем. Термин фонема был введен в науку о языке в 70-е гг. XIX в. И. А. Бодуэном де Куртенэ. Звучащая речь состоит из огромного количества разнообразных звуков. Эти звуки имеют тончайшие оттенки произношения, однако мы часто этих оттенков не замечаем, а если и слышим […]...
- Сочинение на тему: “Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляриста. В чем опасность штампов в нашей речи?” Судьбы людей, время, история, культура… Все это чудесно выглядит благодаря языку, средствам общения. Как бы было если бы языка не существовало?! В. Г. Распутин в своих произведениях затрагивает такую важную тему как развитие цивилизации. Все его герои рассуждают о проблеме развития общества. Валентин Григорьевич считает, что нам необходимо сохранять наш язык, ведь это наше культурное […]...
- Определение. Что такое Согласный звонкий Согласный звонкий – согласный звук, в образовании которого наряду с шумом участвует голосовой тон, при этом шум преобладает над тоном. Колеблющиеся голосовые связки создают тон, на который наслаивается шум, образуемый различными преградами в полости рта. Звонкие согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Звонкие согласные имеют глухую пару, то есть если при произнесении звонкого согласного […]...
- О способах введения “чужой” речи в текст (знаки препинания при прямой речи и цитировании) -1 Болычева Е. М., Николенкова Н. В. Основное правило: чужая речь может вводится в текст двумя способами – на правах прямой речи которая функционирует как самостоятельная конструкция и на правах компонента Вашего предложения его главных / второстепенных членов, придаточных частей и т. д.. От того, какой способ выбран, зависит употребление знаков препинания и строчных / […]...
- Тема. Закріплення вивченого про тверді та м’які приголосні звуки Звуко-буквений аналіз слів. Складання усної розповіді за малюнком та опорними словами Мета: закріпити вивчене про тверді та м’які приголосні; формувати правильне уявлення про звуко-буквений склад слова; удосконалювати вміння проводити звуко-буквений аналіз слова; збагачувати словниковий запас учнів; виховувати повагу до хліборобської праці. ХІД УРОКУ I. Організаційний Момент II. Актуалізація Опорних Знань Та Мотивація Навчання 1. Перевірка […]...
- Определение. Что такое Чередование звуков Чередование звуков – взаимная замена звуков в составе одной и той же морфемы. Чередования обнаруживаются при сопоставлении различных звучаний одной морфемы (корня, суффикса, префикса или окончания) или одного слова. Например, последний согласный звук в слове дуб оглушается, и мы слышим [дуп], а при изменении формы слова тот же корень звучит иначе – [дубы]. В данном […]...
- Подготовка к школе. Знакоство со звукаи Тема. Звуки. Гласные и согласные звуки. Цель: Познакомить детей со звуками, учить различать гласные и согласные звуки. Ход занятия. 1. Организация класса. Едет, едет паровоз, Много у него колес, Мчится паровоз по кругу, Машем мы рукой друг другу, Тра-та-та, тра-та-та, Занимай свои места! 2. Знакомство со звуками. А) Дидактическая сказка “Жили-были звуки “ У учителя […]...
- Конспект урока русского языка на тему “Звуки Л, ЛЬ. Буква Л” Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Начальная школа детский сад “Ивушка” Конспект урока русского языка на тему “Звуки Л, ЛЬ. Буква Л” Подготовила учитель-логопед Мельникова Наталья Ивановна Г. Новый Уренгой ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме “День защитников Отечества”. ЗАДАЧИ: Образовательные: Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой […]...
- Звуки против букв. И наоборот Звуки против букв. И наоборот Речь имеет две формы: устную и письменную. Произношение и правописание – это, по большому счету, две самостоятельные системы. И нельзя сказать, что они “дружат”. Скорее, наоборот, между ними имеется определенное напряжение, которое нам, носителям языка, создает целый ряд неудобств. Но поделать мы с этим ничего не можем. В дореволюционной орфографии, […]...
- Определение Стили речи Стили речи (от лат. stilus, stylus остроконечная палочка для письма, манера письма) -системы языковых средств внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения. Обычно выделяют пять стилей речи: четыре книжных – научный, официально-деловой, публицистический и художественный – и разговорный стиль. Иногда разные стили литературного языка могут значительно отличаться друг от друга, но в некоторых языках […]...
- О культуре речи по высказыванию Ожегова Я считаю, что С. И. Ожегов прав, говоря о том, что “высокая культура речи – это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами языка”, и уверена, что эта тема очень важна и актуальна в наше время. Люди отличаются от любых других существ тем, что имеют разум. А если мы умеем мыслить, то […]...
- Правила постановки знаков при прямой речи – Знаки при прямой речи, Пунктуация Правила постановки знаков при прямой речи Правила постановки знаков при прямой речи & 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: – Не видали маму? М. Горький Если прямая речь идет в строку, без […]...
- Синтаксическая степень перехода частей речи В нашем языке имеются переходы слов одной части речи в другую. Соответственно, эти слова изменяют свое лексическое значение, грамматические свойства. Такой переход частей речи называется транспозицией. Понятие “транспозиция” в основном значении помечает явления использования одной языковой формы или единицы функции другой. Как лингвистический процесс транспозицию ученые рассматривали издавна. Впервые теорию транспозиции разработал Шарль Балли. Позже […]...
- Самые приятные звуки для человеческого слуха А знаете ли Вы, что секундный звук способен изменить ваше настроение на целый день? Чтобы воспользоваться этим замечательным свойством звуков, нужно знать самые чарующие из них. № 1. Шум дождя Хорошо, что дождь не заканчивается мгновенно и мы можем вдоволь насладиться его постукиванием. № 2. Хруст снега Найти не потоптанный и свежий, хрустящий снег в […]...
- Правописание О-Е после шипящих во всех частях речи В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч] [ ш ] [ж] [ щ ] были мягкими. С течением времени Ш и Ж отвердели, а Ч иЩ сохранили свою мягкость, таким образом, разнообразие написаний с буквами ж, ш, щ, ч объясняется историческими чередованиями. 1. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно […]...
- Стили речи Стили речи – системы языковых средств внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения. Обычно выделяют пять стилей речи: четыре книжных – научный, официально-деловой, публицистический и художественный – и разговорный стиль. Иногда разные стили литературного языка могут значительно отличаться друг от друга, но в некоторых языках они оказываются достаточно однородными: стилистические различия еще не выработались […]...
- Рифма точная и неточная Рифма – повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. (О. С. Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969) Почему Незнайка был не прав, утверждая, что “палка – селедка” – тоже рифма? Потому, что он не знал, […]...
- Что такое служебные части речи Служебные части речи – слова, не имеющие собственного лексического значения (лексически несамостоятельные), служащие для выражения синтаксических отношений между полнозначными словами и предложениями, а также для выражения дополнительных оттенков значения и субъективной модальности. По отсутствию лексического значения и по грамматическим функциям служебные слова противопоставлены знаменательным словам. Служебные части речи не изменяются и не являются членами предложения. […]...
- Части речи Части речи – это лексико-грамматические разряды слов, отличающиеся друг от друга рядом категориальных признаков. При выделении частей речи и объединении отдельных слов в один разряд обычно принимают во внимание несколько критериев: 1) семантический – учитывается некое общее и даже обобщенное значение, присущее всем словам данной части речи, как правило, отвлеченное от конкретных лексических значений конкретных […]...
- Слог Слог – гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимое толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей – при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги. В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: в русском языке в одном слоге не может быть несколько гласных. Именно гласный является вершиной […]...
- Звуки природы Каждая пора года – уникальная и неповторимая. Природа изменяется и превращается. Эту перемену можно не только лицезреть, но и слышать. Ведь каждая пора в году имеет свой звук, свой оттенок, свою мелодию. Весной, когда вся природа оживает и просыпается от зимней спячки, она будто заново рождается. Все радостно журчит, шумит, щебечет и поет. Можно нутром […]...