Правила постановки знаков при прямой речи – Знаки при прямой речи, Пунктуация
Правила постановки знаков при прямой речи
Правила постановки знаков при прямой речи
& 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
Маленькая девочка бежала и кричала:
– Не видали маму?
М. Горький
Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:
Маленькая девочка бежала и кричала: “Не видали маму?”
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения,
Справедливо сказал Гоголь, что “в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка”.
Белинский
& 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит (“слова автора”), может:
А)предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
Он отвернулся и, отходя, пробормотал: “А все-таки это совершенно против правил”.
Лермонтов
Наконец
Лермонтов
Она взглянула и вскрикнула: “Это Казбич!”
Лермонтов
Б)следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например:
“А что Казбич?” – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
Лермонтов
Или:
– А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
“Как это скучно!” – воскликнул я невольно.
Лермонтов
Или:
– Как это скучно! – воскликнул я невольно.
“Умерла…” – эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
Или:
– Умерла… – эхом откликнулась Аксинья.
“Вон окружной атаман”, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
Или:
– Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
В)разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
Перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире;
После слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
– Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.
Лермонтов
– Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?
Лермонтов
– Выслушайте меня… – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.
Чехов
– Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.
Тургенев
– Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
Тургенев
Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:
– Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог (“мысленная речь”), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
& 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
“Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?” – “А смотрела, откуда ветер дует”. – “Зачем тебе?” – “Откуда ветер, оттуда и счастье”. – “Что же разве ты песнею зазывала счастье?” – “Где поется, там и счастливится”.
Лермонтов
Правила русской орфографии и пунктуации 1956 г.