Конспект урока на тему “Звуки Д, Дь. Буква Д”
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия № 1551
СЗОУО г. Москвы
Конспект урока на тему
“Звуки Д, Дь. Буква Д”
Подготовила
Учитель-логопед
Юдина Евгения Анатольевна
Г. Москва
Тема: Звуки Д, Дь. Буква Д.
Цели:
Познакомить детей со звуками Д и Дь, буквой Д, научить характеризовать данные звуки.
Развивать у детей фонематические процессы.
Упражнять в делении слов на слоги.
Развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.
Оборудование:
Предметные
Ход занятия.
1.Организационный момент: Игра в мяч “Назови первый звук в слове”
Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Давайте поиграем, сделаем полукруг. Я буду вам бросать мяч, называя слова, а вы должны назвать первый звук в слове и вернуть мяч.
2.Объявление темы:
Раздается стук из шкафа.
-Ой, ребята,
Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Мне очень скучно одному сидеть дома, можно я поиграю с вами?
Дети отвечают.
Логопед:
-Ребята, у Кузи много картинок, посмотрите на картинки, назовите их и подумайте, о каких звуках мы сегодня поговорим (дыня, дым, дверь, Дом, дерево, дятел, девочка).
– Сегодня мы поговорим с вами о звуках Д и Дь.
-Молодцы! А теперь садимся на свои места.
3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
– Произнесите звук Д, подумайте, какой он.
– Почему он согласный? (воздух встречает преграду)
– Подумайте, он глухой или звонкий? Давайте проверим это (рука на горлышке, горлышко дрожит)
– Твердый он или мягкий? (твердый). Каким цветом мы его обозначаем? (синим)
– Какой у звука Д младший брат? Звук Дь. А он какой?
Согласный? Звонкий? Он тоже твердый?
Нет, мягкий. Каким цветом мы его обозначаем? (зеленым)
4.Связь звука и буквы. Звуки Д, Дь обозначаются буквой Д. Логопед демонстрирует буквуД.
Д – это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной. (Борис Заходер “Азбука фантазеров”)
Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.( Валентина Черняева “Азбука-запоминайка”) 5.Чтение слогов.
– Ребята, посмотрите, какие необычные домики принес нам Кузя, давайте прочитаем, что на них написано ( на доске изображение домиков со слогами в окошках). Чтение индивидуально и хором.
6.Звуковой анализ слогов, слов.
Давайте составим схемы этих слогов.
– Что же еще интересного приготовил для вас Кузя?! Он каждому из вас принес картинку. Достаньте листочки с картинками из корзиночки.
Давайте внимательно посмотрим, что нарисовано на листочках. Каждый из вас будет находить место звуков Д, Дь в названии картинки. Чтобы работалось легко и быстро подготовим наши ручки:
Пальчиковая гимнастика:
На горе мы видим дом (составленными под углом ладонями имитируем крышу дома)
Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)
Вот деревья, вот кусты (соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик)
Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)
Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (гладим руками воздух)
– Приступаем к работе. Достаем цветные карандаши. Как вы думаете, какие цвета нам понадобятся? (синий, зеленый) Ищем звуки Д, Дь в словах.
Начинаем работать (самостоятельная работа). Кто выполнит задание, поднимает руку. Кузя вас проверит.
Молодцы! Ребята, Кузя приглашает вас на ковер. Давайте немножко отдохнем!
Физминутка “Цветочек” (веселая логоритмика Е. Железнова с инструкцией автора).
Отдохнули, возвращаемся на свои места.
7.Составление схемы слов “дым”, “день”.
Ой, ребята, Кузя хочет что-то мне сказать! (Кузя шепчет следующее задание). Кузя хочет проверить, умеете ли вы составлять схему слова, он будет называть вам слова, а вы составляете схему.
8.Деление слов на слоги.
-Скажите, а сколько слогов в этом слове? Кто помнит правило? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Давайте отхлопаем слоги в словах: дым, дерево, дорога, дельфин, домовенок.
Молодцы!
9.Письменное задание (дополнительное).
Логопед: На листочках раскрасьте большую букву Д синим цветом, а маленькую – зеленым.
Найдите место звуков в словах и закрасьте нужную клеточку, нужным цветом.
10.Итог.
О каких звуках мы сегодня с вами говорили? Какие это звуки, охарактеризуйте их, назовите по 3 слова на эти звуки.
Кузя:
– Ребята, какие вы молодцы! Мне было так интересно и весело с вами поиграть. Спасибо!
Молодцы. Наше занятие закончено.