Фонема
Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки слов и морфем. Термин фонема был введен в науку о языке в 70-е гг. XIX в. И. А. Бодуэном де Куртенэ.
Звучащая речь состоит из огромного количества разнообразных звуков. Эти звуки имеют тончайшие оттенки произношения, однако мы часто этих оттенков не замечаем, а если и слышим их, то не обращаем внимания, потому что такие оттенки звуков не считаются важными – они не различают слова и морфемы в языке. Но есть другие различия звуков – такие, которые осознаются говорящими
Например, слова дом и том различаются первым согласным звуком: звонкий в слове дом и глухой в слове том. Слова кон и конь различаются последним согласным звуком: твердый и мягкий. В русском языке звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные – разные звуковые единицы, которые способны различать значения слов. Это разные фонемы.
Важно отметить при этом, что произношение звонкого или глухого, твердого или мягкого звука в вышеприведенных примерах
Однако часто различное произношение звуков зависит от позиции, в которой они встречаются. В этом случае говорящий объединяет, отождествляет разное звучание в одной языковой единице. Например, в потоке речи может оглушаться сонорный согласный на конце слова моль. Звонко или глухо мы произнесем сонорный – неважно: говорящие по-русски объединят два этих звучания в одну единицу.
Такое же отождествление звонкого и глухого произойдет в сознании говорящих при произнесении в слове дуб и в слове дуба. Это чередование звуков обусловлено позицией. Позиционно чередующиеся звуки объединяются в сознании говорящих в одну фонему, которая может быть представлена в речи разными звуками.
Язык предупреждает: не обращай внимания на то, что слышишь разные звуки, перед тобой одна языковая единица.
Но может быть наоборот. Разные фонемы в определенной позиции могут звучать одинаково. Например, мы можем услышать звучание, которое будет соответствовать двум словам: кот с конечной фонемой /т/ и код с фонемой /д/, потому что в позиции конца слова звонкий согласный оглушается. Услышав последовательность звуков, мы не можем понять, какое именно существительное имеется в виду: две фонемы /д/ и /т/ совпали в одном звуке.
Согласно концепции Московской фонологической школы, чтобы определить фонему, нужно изменить форму слова: кота – кода. В позиции перед гласным звуком согласные четко противопоставлены по глухости-звонкости, и мы видим, что перед нами две разные фонемы. Язык предупреждает: не обращай внимания на одинаковое звучание, за ним скрываются разные единицы, способные различать слова, то есть разные фонемы.
- Звук и буква в алфавите Звук и буква: звук – единица звучащей речи, а буква – графический знак для обозначения звука речи на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь – естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность – искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть […]...
- Определение. Что такое Звук и буква в Алфавите Звук и буква: звук – единица звучащей речи, а буква – графический знак для обозначения звука речи на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь – естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность – искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть […]...
- Определение. Что такое Чередование звуков Чередование звуков – взаимная замена звуков в составе одной и той же морфемы. Чередования обнаруживаются при сопоставлении различных звучаний одной морфемы (корня, суффикса, префикса или окончания) или одного слова. Например, последний согласный звук в слове дуб оглушается, и мы слышим [дуп], а при изменении формы слова тот же корень звучит иначе – [дубы]. В данном […]...
- ГИА А4 Фонетика Вариант 1 ГИА Русский – 9 Задание А4 “Фонетика” Вариант 1 – А Укажите ошибочное суждение В слове НОЧЬЮ мягкость согласного на письме обозначена буквой Ь ( мягкий знак). В слове ПАЦИЕНТЫ звуков больше, чем букв. В слове ВЗРОСЛЫХ первый звук – . В слове РАДОСТНО согласный звук не произносится. 2. Укажите ошибочное суждение В слове СЧАСТЛИВ […]...
- Определение. Что такое Фонетический разбор Фонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв). Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: 1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. 2. В […]...
- Рифма точная и неточная Рифма – повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. (О. С. Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969) Почему Незнайка был не прав, утверждая, что “палка – селедка” – тоже рифма? Потому, что он не знал, […]...
- Слог Слог – гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимое толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей – при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги. В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: в русском языке в одном слоге не может быть несколько гласных. Именно гласный является вершиной […]...
- Фонетический разбор. Образец Фонетический разбор – анализ звучания слова или сочетания слов, который предполагает определение звукового состава слова, артикуляционных и акустических характеристик отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова и написания слова. Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме: Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение. В транскрипции проставить знаки слогораздела, […]...
- Определение. Что такое Звуки речи Звуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи, которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками. Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук-кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц (морфем, слов, предложений), звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков […]...
- Звуки речи Звуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи, которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками. Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук – кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц, звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков составляются […]...
- Определение. Что такое Фонетика Фонетика (от греч. phonetikos звуковой, голосовой) – раздел языкознания, изучающий звуковое строение языка. Предмет фонетики составляют такие материальные языковые единицы, как звуки речи, слоги, словесное ударение, фразовая интонация. Поскольку звуковую материю языка можно изучать с разных сторон, принято различать акустическую, артикуляционную, перцептивную и функциональную фонетику. Акустическая фонетика исследует звуки человеческой речи как физические явления и […]...
- Гласные звуки Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона, а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи. С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных […]...
- Конспект урока на тему “Что такое изографы?” Конспект урока на тему “Что такое изографы?” В логопедической практике широко используется для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста изографы. Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные […]...
- Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: “Звуки К – Кь” Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: “Звуки К – Кь” Цель: 1. Закрепить знания детей о звуках К, Кь. Совершенствовать умение дифференцировать звуки на слух и в произношении. Учить выполнять звуковой анализ слова кино. 2. Закрепить знания по теме “Зима”, умение отвечать полным предложением. 3. Развивать фонематический слух. 4. […]...
- Сочинение на тему: В МИРЕ ЗВУКОВ В МИРЕ ЗВУКОВ Нас всюду окружают звуки. Звуки для человека настолько обычны, что неестественной ему кажется тишина. Громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой, булькает что-то в кастрюле. Из соседнего окна доносится бодрая музыка. В морозный день скрипят шаги, по хрустящему снегу. В дождливый день барабанят крупные капли по стеклам, а на улицах хлюпает […]...
- Определение. Что такое Согласные звуки Согласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воздушной струи. С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шкале сонорности […]...
- Определение. Что такое Гласные звуки Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи. С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении […]...
- Дидактическая игра для детей 5 – 7 лет Настольно печатная игра “Цветной ковер”Автор: Лянгузова Ольга Жановна Краткое описание ресурса: игра на дифференциацию звуков по твердости мягкости на уровне слов. Цель и задачи ресурса: развитие фонематических процессов, закрепление практических навыков; развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, ориентирования в пространстве, развития самоконтроля. Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, воспитателями, дефектологами, родителями в […]...
- Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет по лексической теме “Рыбы. Дифференциация звуков ЛЛ'” Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Познание” Цель: Продолжать формировать знания о рыбах и учить различать твердый звук Л и мягкий звук Л’ Задачи: Образовательные: Закреплять навык четкого произношения звуков в словах и фразах. Формировать умение дифференцировать эти звуки, определять позицию звуков в […]...
- Транскрипция Транскрипция – запись устной речи, которая строится на строгом соответствии между звуками языка и специальными обозначениями этих звуков. При этом транскрипция отражает особенности произношения звуков, позиционные изменения звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция позволяет более или менее точно зафиксировать на письме звучащую речь. Каждый знак фонетической транскрипции соответствует определенному звуку. Например, оглушение звонкого согласного передается […]...
- Письмо. Типы письма Письмо – система графических знаков, употребляемых для фиксации речи. При помощи начертательных знаков письмо позволяет передавать речь на расстоянии и сохранять речевые произведения во времени. Основными типами письма являются: Идеографическое письмо, Слоговое, или силлабическое письмо, Алфавитное письмо. Идеографическое письмо – система отражения понятий при помощи графических знаков. Постепенная схематизация рисунков привела к их превращению в […]...
- Определение. Что такое Транскрипция Транскрипция (от лат. transcriptio “переписывание”) – запись устной речи, которая строится на строгом соответствии между звуками языка и специальными обозначениями этих звуков. При этом транскрипция отражает особенности произношения звуков, позиционные изменения звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция позволяет более или менее точно зафиксировать на письме звучащую речь. Каждый знак фонетической транскрипции соответствует определенному звуку. Например, […]...
- Определение. Что такое Согласный глухой звук Согласный глухой – согласный звук, который образуется без голосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: [к], [п], [с,] [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] (на […]...
- Определение Слово Слово – это основная самостоятельная единица языка, представляющая собой сочетание звуков, с которым связано определенное значение, и служащая для именования различных объектов неязыковой действительности. Понятие слова является центральным для самых разных лингвистических дисциплин: – фонетика исследует фонетический состав слова; – морфемика занимается изучением морфемной структуры слова и выделяет внутри него такие его части, как корень, […]...
- Принципы русской орфографии Принципы русской орфографии – принципы, которыми регулируются нормы правописания. Первый принцип русской орфографии – фонематический. Этот принцип состоит в том, что каждая фонема обозначается одной буквой, независимо от того, как она произносится в потоке речи. В составе одной и той же морфемы звуки могут произноситься по-разному, но эти разные звуки объединяются на письме: Написание Произношение […]...
- Подготовка к школе. Знакоство со звукаи Тема. Звуки. Гласные и согласные звуки. Цель: Познакомить детей со звуками, учить различать гласные и согласные звуки. Ход занятия. 1. Организация класса. Едет, едет паровоз, Много у него колес, Мчится паровоз по кругу, Машем мы рукой друг другу, Тра-та-та, тра-та-та, Занимай свои места! 2. Знакомство со звуками. А) Дидактическая сказка “Жили-были звуки “ У учителя […]...
- Аффиксоид Аффиксоид – общее название для особых морфем переходного типа, занимающих промежуточное положение между корнями и аффиксами; это компонент сложного или сложносокращенного слова, повторяющийся в целом ряде слов и приближающийся по своему словообразовательному значению к аффиксу. Аффиксоиды выполняют функцию аффиксов, образуя новые слова, но в то же время не теряют связи с однокоренными словами. Сравним, в […]...
- Согласные звуки Согласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воздушной струи. С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шкале сонорности […]...
- Графика Графика 1. Раздел науки о письме, который определяет инвентарь знаков, используемых в данной системе письма, и правила и способы обозначения на письме звуковых единиц. Графическая система русского письма основана на кириллице и устроена достаточно рационально: число фонем русского языка незначительно больше числа букв русского алфавита. В 1928 г. Н. Ф. Яковлев вывел и обосновал математическую […]...
- Слово Слово – это основная самостоятельная единица языка, представляющая собой сочетание звуков, с которым связано определенное значение, и служащая для именования различных объектов неязыковой действительности. Понятие слова является центральным для самых разных лингвистических дисциплин: Фонетика исследует фонетический состав слова; Морфемика занимается изучением морфемной структуры слова и выделяет внутри него такие его части, как корень, префикс, суффикс, […]...
- “Ангел” анализ стихотворения Лермонтова Лирическая зарисовка “Ангел” , созданная юным поэтом, поражает мелодичностью. Трепетные и почти невесомые строки переносят читателя в просторы космического пейзажа, волнительные переливы звуков подчеркивают божественную природу слова, исполненного гармонией между миром и человеком. Лермонтову шел всего лишь семнадцатый год, когда из – под его пера вышло это удивительное произведение, в котором нет юношеского бунтарства, так […]...
- Определение. Что такое Морфема Морфема (от греч. morphe “форма”) – минимальная значимая единица языка. Термин морфема был введен в лингвистический обиход в 1881 г. И. А. Бодуэном де Куртенэ. В речи морфема может быть представлена различными вариантами, или морфами. Морфы, принадлежащие одной морфеме, как правило, имеют одно и то же значение, но различаются звуковым составом. Например, в словах села […]...
- Диагностическая работа по русскому языку для 5 класса Диагностическая работа по русскому языку для 5 класса Рекомендации по выполнению заданий диагностической работы В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. 1. Расставь данные слова […]...
- Сочинение на тему: Какими звуками встречает меня школа? Какими звуками встречает меня школа? План I. Вступление. Поток школьных звуков. II. Школьные звуки. – Звуки спортзала. – Звуки столовой. – Звуки, раздающиеся из классов и коридоров. III. Заключение. Отношение к школьным звукам. Утром я вхожу в школу, и поток звуков обрушивается на меня. Звонки, детские и учительские голоса, стук каблуков по лестницам… И это […]...
- Иностранное слово употребляемое с русским акцентом Иностранное, но с русским акцентом Заимствованное слово, прежде всего, проходит “фонетическую адаптацию”. Другими словами, оно приспосабливается к системе звуков конкретного (в нашем случае русского) языка. Человек, толком не владеющий английским языком, может сколько угодно долго думать, что слово риелтор английское. Нет, нет и нет! Это уже русское слово. Ведь согласный звук [р] произносится в нем […]...
- Определение. Что такое Принципы русской графики Принципы русской графики – основания, на которых базируются способы отражения русской речи на письме при помощи букв. Одним из основных принципов русской графики является фонемный: русская буква, как правило, отражает фонему, а не звук. Фонемный принцип письма сохраняет тождество морфемы (одинаковое ее написание), независимо от того, как реально произносится эта морфема (см. Принципы русской орфографии). […]...
- Сочинение на тему: “Звуки осени” Сочинение на тему: “Звуки осени” Звуки осени. У каждого времени года свои звуки. Они такие неповторимые и яркие, что многих композиторов вдохновляли на создание музыкальных произведений на темы времен года. Осенние мелодии самые впечатляющие. Какие же звуки осени вспоминаются прежде всего? Звук первого школьного звонка – дети отправляются в школу осенью. Звук будильника – теперь […]...
- Определение. Что такое Орфоэпия Орфоэпия (греч. orthoepeia, от orthos правильный и epos речь) – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением. Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, […]...
- Урок на тему “Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 18 “Хрусталик” компенсирующего вида” города Белово Урок на тему “Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей” Составили: Абросимова Тамара Владимировна учитель-логопед, Торсунова Наталья Владимировна, руководитель по физическому воспитанию. Г. Белово 2012 год Задачи: Способствовать формированию у детей таких физических качеств, как ловкость, развитие координации, быстроты реакции […]...
- Аффикс Аффикс – общее название для всех некорневых морфем, добавляющихся к корню и выражающих дополнительные значения. По выражаемому ими значению, или по своей функции в слове, аффиксы делятся на словообразовательные и словоизменительные. Словообразовательные аффиксы вносят дополнительные оттенки в лексическое значение слова и образуют новые слова, как, например, суффикс – телъ обозначает действующее лицо в словах учитель, […]...