Художественное время определение
Художественное время — воспроизведение времени в художественном произведении, важнейшая композиционная составляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному. Выделяют три типа художественного времени: «»идиллическое время», в отчем доме, «авантюрное время» испытаний на чужбине, «мистерийное время» схождения в преисподнюю бедствий» . «Авантюрное» время представлено в романе Апулея «Золотой осел», «идиллическое» время — в романе И.А.
Гончарова «Обыкновенная история», «мистерийное»
Тургенева) или ускорено (автор все происшедшие в течение длительного времени события обозначает двумя- тремя фразами — эпилог романа «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева («Итак, прошло восемь лет»)). Время сюжетного действия может сочетаться в произведении с авторским временем. Акцент на авторском времени, его отличиях
Совмещение сюжетного и авторского времени характерно для романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Выделяют различные типы художественного времени: линейное (соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы — стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина) и циклическое (события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д. — поэма «Труды и дни» Гесиода); «замкнутое» (ограниченное сюжетными рамками — рассказ «Муму» И.С.
Тургенева) и «открытое» (включенное в конкретную историческую эпоху — роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого); объективное (не преломленное через восприятие автора или героев, описывается в традиционных единицах измерения времени — днях, неделях, месяцах и т.д. — рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына) и субъективное (перцептуальное) (данное сквозь призму восприятия автора или героя — восприятие времени Раскольниковым в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»); мифологическое (стихотворения Е. Баратынского «Последний поэт», «Приметы») и историческое (описание прошлого, исторических событий в жизни государства, человеческой личности и т.д. — роман «Князь Серебряный» А.К. Толстого, поэма «Пугачев» С.А. Есенина).
Кроме того, М. Бахтин выделяет также психологическое время (разновидность субъективного времени), кризисное время (последнее мгновение времени перед смертью или перед соприкосновением с мистическими силами), карнавальное время (выпавшее из реального исторического времени и включающее в себя множество метаморфоз и трансформаций).
Также стоит отметить такие художественные приемы, как ретроспекция (обращение к прошлому героев или автора), проспекция (обращение к будущему, авторские намеки, иногда открытые указания на события, которые произойдут в будущем).