Художественное время определение

Художественное время — воспроизведение времени в худо­жественном произведении, важнейшая композиционная со­ставляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному. Выделяют три типа художественного времени: «»идиллическое время», в отчем доме, «авантюрное вре­мя» испытаний на чужбине, «мистерийное время» схожде­ния в преисподнюю бедствий» . «Авантюрное» время представлено в романе Апулея «Золотой осел», «идилличес­кое» время — в романе И.А.

Гончарова «Обыкновенная ис­тория», «мистерийное»

— в романе «Мастер и Маргарита» М.С. Булгакова. Время в художественном произведении мо­жет быть растянуто (прием ретардации — автор использует пейзажи, портреты, интерьеры, философские рассуждения, лирические отступления — сборник «Записки охотника» И.С.

Тургенева) или ускорено (автор все происшедшие в течение длительного времени события обозначает двумя- тремя фразами — эпилог романа «Дворянское гнездо» И.С. Турге­нева («Итак, прошло восемь лет»)). Время сюжетного действия может сочетаться в произведении с авторским временем. Акцент на авторском времени, его отличиях

от времени со­бытий произведения характерен для литературы сентимен­тализма (Стерн, Филдинг).

Совмещение сюжетного и ав­торского времени характерно для романа А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин».

Выделяют различные типы художественного времени: линейное (соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы — стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина) и циклическое (события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д. — поэма «Труды и дни» Гесиода); «замкнутое» (ограниченное сюжетными рамками — рассказ «Муму» И.С.

Тургенева) и «открытое» (включенное в конкретную историческую эпоху — роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого); объективное (не преломленное через воспри­ятие автора или героев, описывается в традиционных едини­цах измерения времени — днях, неделях, месяцах и т.д. — рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицы­на) и субъективное (перцептуальное) (данное сквозь призму восприятия автора или героя — восприятие времени Расколь­никовым в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и на­казание»); мифологическое (стихотворения Е. Баратынского «Последний поэт», «Приметы») и историческое (описание прошлого, исторических событий в жизни государства, чело­веческой личности и т.д. — роман «Князь Серебряный» А.К. Толстого, поэма «Пугачев» С.А. Есенина).

Кроме того, М. Бахтин выделяет также психологическое время (разновид­ность субъективного времени), кризисное время (последнее мгновение времени перед смертью или перед соприкоснове­нием с мистическими силами), карнавальное время (выпав­шее из реального исторического времени и включающее в себя множество метаморфоз и трансформаций).

Также стоит отметить такие художественные приемы, как рет­роспекция (обращение к прошлому героев или автора), проспекция (обращение к будущему, авторские намеки, иногда откры­тые указания на события, которые произойдут в будущем).


Художественное время определение