Время разбрасывать камни и время их собирать

Сочинение размышление по роману А. Камю “Чума”. Роман Альберта Камю “Чума” является вершиной творчества писателя. В нем воплотилось все, что пережил и осмыслил автор в года суровых испытаний. “Чума” – хроника одного трагического года в Оране, центре французской префектуры на алжирском побережье Средиземного моря.

Автор дает детальное описание возникновения и распространение эпидемии чумы в городе. Но ненароком появляется такая фраза: “В мире было стлько чум, сколько войн”. Фраза настораживает и заставляет возвратить

к годам, когда слово “чума” было во всех на устах.

Правда, не в прямом, а в переносном смысле – “коричневая чума”, фашизм. За клиническими признаками зловеще обрисовывается исторически определенная морда “чумы” (фашизм) – нашествие, которое превратило Францию и всю Европу в концлагерь. По свидетельству самого Камю, “явное содержание “Чумы” – это борьба европейского Сопротивления против фашизма”. В конце XIX – в начале XX ст. в искусстве происходит глобальный переворот, связанный с поиском новых форм изображения человека и мира.

Опираясь на достижение психологической

прозы XIX столетие, писатели все больше углубляются во внутренний мир человека. Особое место в литературе XX столетие занимает показ психологии героев, попытка изобразить сложность и текучесть психического процесса. Утонченность психологического анализа присущая творческой манере А. Камю. Роман “Чума” построен на притворной беде, которая случилась с жителями городка Орана в Алжире.

Этот сюжет дает возможность автору создать многоплановое произведение. Но в романе есть и абстрактное, символическое содержание, которое дает возможность говорить о человеческом бытии, а роман воспринимать как притчу.

В устах Тарру, друга доктора Рие, слово “чума” приобретает многих значений, становится чрезвычайно вместительным. По его мнению (и по мнению автора), чума – не только болезнь, не только война, а также смертные судебные приговоры, расстрел побежденных, фанатизм церкви и фанатизм политических партий, гибель невиновного ребенка в больнице, плохо организованное общество. Она обычная, естественная, как дыхание, так как “все мы немножко зачумлены”.

Чума – мировое зло, которое во всякое время бродит в истории и всей нашей жизни. Поэтому ключом ко всей притче звучит ворчание бранного астматика, постоянного пациента доктора Рие: “А что такое, собственно, чума? То же жизнь, только и того”.

В конце счастливые люди празднуют освобождение от эпидемии. А доктор, думая над словами старика, доходит вывода, который каждого дня радость людей под угрозой, так как

“бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то… и, возможно, настанет день, когда на бедствие и в науку людям чума разбудит крыс и пошлет их копать на улице счастливого города”.

Зло, по Камю, в отличие от своего исторического прообраза, не подвергается исследованию. Оно убивает, – это все, что дано знать о нем его жертвам. Здесь и возникает бинарная позиция: человек – зло.

За философией Камю, человек должна сделать “свободный выбор”, чтобы стать Человеком. Люди должны смириться или бунтовать, третьего не дано. Герои Камю – бунтари.

Они смело возникают против мирового злая, пусть даже это “сизифов труд” (так как вылечить так никого и не удалось, все ограничивалось лишь облегчением страданий, не удалось найти сыворотку – чума отползла сама, равно как и пришла). Как видим, все та же абсурдность бытия и так

Сам человек свободен, сделать выбор. И этот выбор делает его в самом деле Человеком.

Чума – суровый экзамен, который ставит два вопроса: что такая жизнь и что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии и злая. Писатель-философ Камю верит, что зло вечное, но вечная и борьба с ним. И сила людей – в их содружества.

А. Камю разделял идеи экзистенциализма, философского течения, которое возникло в XX столетие Приверженцы этого направления центром своей философской системы делают личность. Понятие “бытие” заменяют понятием “экзистента” – существование отдельной личности. Материальный мир воспринимается как угроза, жизнь абсурдная. Человек одинокий в мире, она самая должна делать свой выбор.

Свобода – это не благо, а тяжелое бремя, которое несет человек. Можно выбрать полное слияние с обществом, а можно быть самым собой, выбрать развитие своей личности и противопоставить себя обществу.

Психологию человека в ситуации выбора и исследует А. Камю в романе “Чума”. Чума возникает как фатальная, абсурдная сила, перед лицом которой люди делают свой выбор. Наблюдая за людьми, которые вынуждены делать свой выбор, – бороться против чумы или надеяться на ее милость, врач Рие придет к выводу, который є больше оснований захватываться человеком, чем пренебрегать ее.

Новые возможности раскрыть психологию героя Камю находит в отсутствии непосредственных описаний внутренней жизни. Врач Рие – рассказчик романа. Но о себе он говорит в третьем лице, на первый план выдвигает поступки героев. Например, эпизод смерти сына следователя.

Ему ввели вакцину, на которую возлагали большую надежду. Но мальчик лишь больше страдал и дольше умирал. После его смерти Рие бросает у лицо священнику жестокие слова уныния в возможность высшей справедливости.

Автор ничего не говорит о переживании своего героя, но его несдержанность свидетельствует об отчаянии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Время разбрасывать камни и время их собирать