Конфликт Определение
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, удар, борьба, бой) – острое столкновение, противоборство, противоречие, возникающее между персонажами, либо героем и обстоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Теория конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Этапы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определяют все развитие сюжета и построение произведения.
Конфликт является ядром темы, а его разрешение передает основную идею произведения
Кроме того, на формальном уровне разграничивают конфликты между отдельными героями (рассказ “Дуэль” А.П. Чехова), конфликты личности и среды (Дж. Байрон, поэма “Путешествие Чайльд-Гарольда”), конфликты внутренние (трагедия “Макбет” У. Шекспира) В одном произведении могут быть представлены все типы конфликтов на формальном уровне (трагедия “Гамлет” У. Шекспира). Кроме
Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир” главный, определяющий течение жизни конфликт – это борьба между силами, разъединяющими людей (ложные ценности), и между тем, что их объединяет (добро) . Конфликт в произведении может быть мнимым, ложным (“Ревизор” Н.В. Гоголя). В этом случае и сюжет не получает соответственного развития и движется по кругу.
Конфликт может быть неявным, завуалированным, уходить в подтекст (пьесы А.П. Чехова). Каждая эпоха в развитии литературы порождала свой определенный тип конфликта.
Так, для античной литературы был характерен конфликт ограниченных возможностей человека и довлеющего над ним рока; для произведений Средних веков – конфликт Божественного и дьявольского, плотского; для литературы эпохи Возрождения – конфликт разносторонне развитой, талантливой личности, полной жизненных сил и способностей, и антигуманных обстоятельств; для литературы барокко – конфликт прекрасного и низменного в человеческой натуре; для произведений классицизма – конфликт между чувством и долгом; для романтиков – конфликт между идеалом и действительностью; для реалистов – конфликт между сущностью человека и реальными условиями его существования; для модернистов – конфликт между сознанием и подсознанием.
- Сюжет и конфликт Определение Система средств и приемов, с помощью которых воплощается содержание, называется художественной формой. Следует учесть, что между содержанием и формой невозможно провести абсолютную границу, некоторые элементы произведения носят двойственный – формально-содержательный – характер. Таков, например, сюжет – последовательность, система событий и действий героев художественного произведения. Сюжет занимает одно из важнейших мест в произведении, особенно эпическом и […]...
- Сочинение на тему: “Конфликт в комедии Грибоедова “Горе от ума” Жизнь невозможно представить без конфликта. Он является естественным явлением, потому что в обществе всегда существуют противоречия – кто имеет все, кто-то – ничего, большинство же имеют части определенных размеров. Жизнь устроена так, что существует постоянный передел благ, вокруг них возникают серьезные конфликты между людьми. Вполне понятно, что проблема конфликта в жизни человек нашла свое отображение […]...
- Что такое КОНФЛИКТ КОНФЛИКТ – художественно выраженное противопоставление, противоречие, важное для раскрытия художественного содержания произведения (см. Содержание и форма). Так, в “Отцах и детях” Тургенева конфликт Павла Петровича и Базарова выражает противоположность между либеральным дворянством и демократами-разночинцами; в стихотворении Лермонтова “Пророк” конфликт между поэтом и толпой воплощает тему гордого одиночества личности и т.п. (См. также Антитеза). В зависимости […]...
- Конфликт Конфликт Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого с “фамусовским” обществом” в “Горе от ума” Грибоедова) и внутренними (внутренний, психологический конфликт самого Чацкого). Нередко внешние и внутренние конфликты тесно взаимосвязаны между собой в […]...
- Основной конфликт в пьесе “Вишневый сад” План Конфликт в драматическом произведении Истоки конфликта в пьесе “Вишневый сад” и его своеобразие Лопахин – центральный персонаж в раскрытии главного конфликта пьесы Конфликт в драматическом произведении Одной из особенностей драматургии Чехова было отсутствие открытых конфликтов, что весьма неожиданно для драматургических произведений, ведь именно конфликт является движущей силой всей пьесы, а ведь Антону Павловичу было […]...
- Элементы сюжета, Определение Движение сюжетного действия возможно благодаря развитию конфликта. В зависимости от того, какую ступень в этом развитии проходит конфликт, различают так называемые элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог. Экспозиция знакомит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. Завязка – это возникновение или обнаружение конфликта. Развитием действия называется этап движения сюжета […]...
- Основной конфликт в пьесе “Гроза” Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных […]...
- Монолог определение Монолог (от греч. monos – один, logos – слово, речь) – развернутое высказывание одного персонажа или автора в художественном произведении. Монолог – важнейшее средство характеристики героя в художественном произведении, наряду с диалогом, портретом, пейзажем, интерьером и т.д. Но монолог имеет большое значение для всей структуры произведения. Нередко в монологах заключаются важнейшие для произведения идеи, авторские […]...
- Роды литературы: Эпос, Драма, Лирика. Определение Все произведения объединяются в несколько больших групп по сходству основных признаков. Такие большие группы называются литературными родами. Существуют три основных литературных рода: эпос, лирика и драма. Эпос представляет собой повествование об объективном, внешнем мире, он рассказывает о тех или иных событиях, происшедших в жизни людей, а также о самих людях, чьи характеры воплощены в художественных образах. […]...
- Трагический конфликт принца Гамлета в трагедии “Гамлет, принц Датский” Наверное, пройдет, еще немало времени, пока герои других произведений мировой литературы смогут как-то оттеснить, ослабить мое внимание к образу шекспировского Гамлета. И сколько бы я не перечитывал трагедию, каждый раз буду сочувствовать ему, захватываться его умом и упрямо искать ответ на вопрос, в чем заключается трагедия его судьбы. Я уверен, что каждый читатель найдет в […]...
- Определение “Тема” произведения Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально означает “нечто, положенное в основу”. Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения. Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандельштама). Иногда […]...
- Определение понятия “Трагическое” ТРАГИЧЕСКОЕ (трагизм), обнаруживающееся далеко не только в жанре трагедии, – разновидность возвышенного, выражаемая в искусстве позитивно неразрешимым конфликтом, влекущим гибель либо тяжелые страдания и утраты в общем достойных, заслуживающих глубокого сочувствия людей. Трагический эффект – “очищающее” психическое и моральное воздействие на читателей (зрителей) – получил греческое название “катарсис” согласно определению трагедии в “Поэтике” Аристотеля: “…трагедия […]...
- В какие времена обостряется конфликт “отцов и детей”? Проблема непонимания между родителями и детьми считается вечной для человечества. Но имеет свойство обостряться во времена переломные для развития общества, а именно тогда когда поколения как старшее, так и младшее превращаются в инструмент для выражения идей двух эпох. В истории России олицетворением такого периода считаются 60-е Годы XIX столетия, которые описывает в своем романе И. […]...
- План сочинения – Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Трагический конфликт – противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии […]...
- Конфликт между разумом и чувствами пример. (ЕГЭ по русскому) Конфликт между разумом и чувствами в людях зародился давно. Можно назвать этот конфликт борьбой, которая продолжается всю жизнь. В юности люди совершают необдуманные поступки, но, повзрослев, они больше прислушиваются к слову разума. Никакому человеку не уйти от этих противостояний, даже люди, имеющие опыт жизни, сталкиваются с таким конфликтом. Люди оказываются между чувствами и разумом, потому […]...
- Конфликт отцов и детей – конфликт жизненный позиций. По роману И. С. Тургенева Отцы и дети Помните известную фразу героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”:”..вы… меня понять не можете; мы… принадлежим к двум различным поколениям… что делать? Пилюля горька – а проглотить ее нужно”? Как она ярко охарактеризовала отношения, возникавшие в семьях между “отцами” и “детьми”! Прошло почти двести лет с тех пор, как были написаны эти слова, а […]...
- Определение. Что такое Словообразовательный тип Словообразовательный тип – это абстрактный образец, по которому строятся новые слова в данном языке. Слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, характеризуются следующими признаками: – принадлежностью к одной и той же части речи производящего слова; – наличием одного и того же – как в формальном, так и семантическом отношении – словообразующего показателя; – наличием одного и […]...
- Примеры конфликт между разумом и чувствами (Аргументы ЕГЭ) В своих произведениях писатели часто рассматривают проблему взаимодействия чувств и разума. И многие из них уверены, что эти два понятия должны гармонировать между собой. Однако, принимая различные решения, человек постоянно стоит перед выбором поддаться велению сердца или послушать голос рассудка. И тогда между чувствами и разумом возникает конфликт, приводящий к самым различным последствиям. Примеры такой […]...
- Основной конфликт сказки-новеллы “Крошка Цахес” “Крошка Цахес” – это один из самых известных романтических литературных произведений всех времен. Основной конфликт этой сказки – это извечное противостояние двух разнополюсных сил – добра и зла, а в видении романтиков – оскорбление творца, художника и обида филистера, обывателя. Обыватели – это люди, которые спокойно проживают свою жизнь и довольны этим. Они не стремятся […]...
- Основной конфликт комедии “Горе от ума” конфликт просвещения и крепостничества Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Образованнейший, умнейший человек своей эпохи, он уловил главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812 года, в этом и заключается реализм Грибоедова-писателя. Комедия отразила взрывную, накаленную атмосферу дворянского общества накануне 1825 года. На первый […]...
- Любовный конфликт в романе. “Евгений Онегин” Это традиционные для произведений такого жанра конфликты – любовные. Главная проблема – это любовные взаимоотношения между Евгением Онегиным и Татьяной Лариной; вторичная проблема – любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной. Оба конфликта строятся не только на традиционном противопоставлении мужчины и женщины, но и на втором противопоставлении – между романтической и реалистической натурой. Роман (бессмертное произведение) […]...
- Что такое композиция? Определение Композиция (лат. сотропеrе – складывать, строить) – построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в литературном произведении. Композиция скрепляет все элементы произведения, подчиняя их авторской идее . Составные элементы композиции: персонажи, происходящие события, художественные детали, монологи и диалоги, портреты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие […]...
- Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох И. С. Тургенев отразил в своем романе “Отцы и дети” конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни России времени во […]...
- Определение – что такое тема произведения При изучении школьного курса литературы мы имеем дело с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и проанализировать, необходимо выделить и охарактеризовать его основные элементы и стороны. Прежде всего следует проанализировать идейное содержание произведения, т.е. его основной смысл, главные темы, проблемы, идеи и чувства, в нем заключенные. Темой произведения называется предмет изображения, […]...
- ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В основе любого драматического произведения всегда лежит драматический конфликт – столкновение противоположных идей, взглядов, нравственных принципов, характеров. Существует такой конфликт и в драме А. Н. Островского “Гроза”. Однако в произведении Островского он приобретает необычайную многогранность и сложность. Дело в том, что, начинаясь с противостояния главной героини и окружающего […]...
- Сочинение на тему: Конфликт двух эпох в комедии Горе от ума Грибоедов Конфликт двух эпох Читая комедию А. С. Грибоедова, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох, которое происходило на самом деле в России начала 19-го века. Это конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Нельзя сказать, что данная тема утратила свою актуальность. Ведь конфликт поколений был и будет всегда. Однако Грибоедов показал его с точки зрения передового […]...
- Диалог определение Диалог (от греч. dialogos – разговор двух людей) – разговор двух или нескольких лиц в художественном произведении. Диалог – важнейшая композиционная составляющая, наряду с монологом, портретом, пейзажем и т.д. Диалог – одно из основных средств характеристики героя и передачи процессов его внутренней жизни. Диалоги особенно актуальны для драматических и эпических произведений, в лирических произведениях используются […]...
- Конфликт отцов и детей Я попытался представить конфликт двух поколений. И. С. Тургенев. План I Вечная проблема поколений. II Разногласия старших и младших в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. 2.1. Взаимоотношения отцов и детей в романе. 2. 2. Е. Базаров и П. П. Кирсанов как два взгляда на окружающий мир: А) спор о народе; Б) об аристократии; […]...
- Конспект урока на тему “Конфликты в межличностном общении” Тема урока: Конфликты в межличностном общении. Цели урока: 1. Образовательные: – способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах: – создать условия для понимания амбивалентности смысла конфликтов (положительный и отрицательный). 2. Воспитательные: создать условия для понимания учащимися собственного мнения, формирования активной жизненной позиции. 3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического […]...
- Определение “Драма” Драма как род литературы соединяет в себе изображение характеров и событий (как в эпосе) в непосредственном действии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Поэтому высказывания имеют решающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие драмы очень ограничено. Как правило, автор может […]...
- Художественное время определение Художественное время – воспроизведение времени в художественном произведении, важнейшая композиционная составляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному. Выделяют три типа художественного времени: “”идиллическое время”, в отчем доме, “авантюрное время” испытаний на чужбине, “мистерийное время” схождения в преисподнюю бедствий” . “Авантюрное” время представлено в романе Апулея “Золотой осел”, “идиллическое” время – в романе И.А. Гончарова “Обыкновенная […]...
- Представители реализма, определение Новым этапом в развитии русской литературы стало направление критического реализма. Реализм как метод предполагает правдивое изображение характеров, раскрытие закономерных связей героев с социальной средой, художественное постижение общественно-исторических закономерностей. Основной проблемой реалистического искусства и литературы становится проблема взаимоотношений личности и общества, ведущим принципом художественного отражения жизни – социальный анализ. Первой ступенью развития реалистического метода стало направление […]...
- Раздумье на морально-этическую тему в публицистическом стиле С тех пор, что существует человечество, всегда были конфликты, были войны. Причины каждого случая будто бы называют разные, но легко убедиться в том, что на самом деле причина одна и та же – неуважение к другим людям, желание властвовать и подчинять себе, утверждая свое превосходство. Мне неизвестен ни один факт конфликта, который произошел бы из-за […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Эпиграф Определение Эпиграф (греч. epigrafe – надпись, заглавие) – обычно цитата из художественного произведения другого автора или фольклора, канонизированных религиозных текстов (Евангелия и т.д.), выражающая основную мысль произведения или вводящая читателя в эмоциональную атмосферу произведения. Эпиграф может предшествовать как всему произведению в целом (следует после заглавия), так и отдельным главам. Так, эпиграфом к повести “Капитанская дочка” служит […]...
- Конфликт комедии “Горе от ума” Конфликт по-латыни буквально означает столкновение, коллизию, борьбу. Разными писателями, представителями разных направлений конфликт произведения понимался по-разному, например, у классицистов – конфликт чувства и долга, у романтиков – конфликт личности и общества. До сих пор многие исследователи и знатоки русской литературы спорят о конфликте в произвдении “Горе от ума”, еще современники Грибоедова принимали его совершенно по […]...
- Сочинение на тему: Конфликт личности и государства в поэме Медный всадник, Пушкин Конфликт личности и государства С творчеством Пушкина каждый школьник знакомится с ранних лет. Это и рифмующиеся стихи, и интересные рассказы, и вещие сказки. Одним из самых органичных произведений считается поэма “Медный всадник”, в которой писатель наглядно, с помощью ряда метафор и эпитетов, показал конфликт личности и государства. По его мнению, подобный конфликт в России неизбежен, […]...
- Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского “Гроза” А. Н. Островский ввел в русскую литературу новый жанр комедии – “очерковой” по композиции и “физиологической” по стилю. Основное внимание драматурга на протяжении всего творческого пути было сосредоточено на раскрытии быта и нравов купечества. При этом высшим критерием творчества он считал реализм и народность, а главной особенностью русской литературы – ее обличительный характер. Островский начал […]...
- Чем вызван и почему неизбежен конфликт между Кабанихой и Катериной? Чем вызван и почему неизбежен Конфликт между Кабановой и Катериной? Кабаниха и Катерина – это два разных человека, которые вместе жить никогда не смогут. У Кабановой свои принципы и нормы, которым должны подчиняться все. И лишь одна Катерина не хочет ей повиноваться, исполнять все, что она говорит. Катерина очень хрупкая и беззащитная девушка. Она не […]...
- Конфликт между Вольтовым и Подхалюзиным В художественном оформлении комедии Островский также проявил большой творческий такт. Внешний конфликт сюжета – подготовка и осуществление ложного банкротства – проходит через все четыре акта комедии, но обрывается на кульминационном моменте. В конце пьесы Большов возвращается в “яму”, кредиторы не согласны на уступки. Лазарь не дает больше денег, и развязка внешнего конфликта так и остается […]...