Конфликт Определение



Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, удар, борь­ба, бой) – острое столкновение, противоборство, противо­речие, возникающее между персонажами, либо героем и об­стоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Тео­рия конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Эта­пы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) оп­ределяют все развитие сюжета и построение произведения.

Конфликт является ядром темы, а его разрешение передает ос­новную идею произведения

. Существуют следующие виды конфликтов: локальный (предполагает возможность разреше­ния – роман “Поднятая целина” М.А. Шолохова) и субстанци­альный (неразрешимый – роман “Евгений Онегин” А.С. Пуш­кина).

Кроме того, на формальном уровне разграничивают кон­фликты между отдельными героями (рассказ “Дуэль” А.П. Че­хова), конфликты личности и среды (Дж. Байрон, поэма “Путешествие Чайльд-Гарольда”), конфликты внутренние (тра­гедия “Макбет” У. Шекспира) В одном произведении могут быть представлены все типы конфликтов на формальном уров­не (трагедия “Гамлет” У. Шекспира). Кроме

того, существуют многоконфликтные произведения, в которых представлены раз­личные уровни конфликтов (система частных конфликтов и один главный, определяющий конфликт).

Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир” главный, определяющий тече­ние жизни конфликт – это борьба между силами, разъединя­ющими людей (ложные ценности), и между тем, что их объе­диняет (добро) . Конфликт в произведении может быть мнимым, ложным (“Ревизор” Н.В. Гоголя). В этом случае и сюжет не получает соответственного развития и движется по кругу.

Конфликт может быть неявным, завуалированным, уходить в подтекст (пьесы А.П. Чехова). Каждая эпоха в раз­витии литературы порождала свой определенный тип конф­ликта.

Так, для античной литературы был характерен конф­ликт ограниченных возможностей человека и довлеющего над ним рока; для произведений Средних веков – конфликт Бо­жественного и дьявольского, плотского; для литературы эпо­хи Возрождения – конфликт разносторонне развитой, та­лантливой личности, полной жизненных сил и способнос­тей, и антигуманных обстоятельств; для литературы барок­ко – конфликт прекрасного и низменного в человеческой натуре; для произведений классицизма – конфликт между чувством и долгом; для романтиков – конфликт между иде­алом и действительностью; для реалистов – конфликт между сущностью человека и реальными условиями его существова­ния; для модернистов – конфликт между сознанием и под­сознанием.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конфликт Определение