Художественное пространство определение
Художественное пространство – пространственные границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие; важнейшая композиционная составляющая. Понятие “художественного пространства” неразрывно связано с понятием “художественного времени”. Для обозначения связи между этими понятиями М. Бахтин ввел понятие “хронотопа”, определяющего, по мысли исследователя, все жанровые разновидности произведений.
Особенностью хронотопа является сгущение, уплотнение времени,
Лермонтова) и пространство цивилизации (описание города, деревни и т.д. – Петербург в романах Ф.М. Достоевского); пространство психологическое (замкнутое, ограниченное рамками внутреннего мира героя – психологическое пространство Свидригайлова в романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского), социальное пространство (участие героя в событиях общественной жизни – социальное пространство Павла Власова в романе М. Горького “Мать”); фантастическое (сны героев, волшебный мир, созданный автором – “Приключения Гулливера” Д. Свифта).
- Художественное время определение Художественное время – воспроизведение времени в художественном произведении, важнейшая композиционная составляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному. Выделяют три типа художественного времени: “”идиллическое время”, в отчем доме, “авантюрное время” испытаний на чужбине, “мистерийное время” схождения в преисподнюю бедствий” . “Авантюрное” время представлено в романе Апулея “Золотой осел”, “идиллическое” время – в романе И.А. Гончарова “Обыкновенная […]...
- Художественное время и пространство литературы реализма Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив побега героя от серой будничности. Куда же этот герой “удирал”? Прежде всего, это могли быть какие-то далекие экзотические края. Например, у Джорджа Байрона – это места “паломничества” Чайльд-Гарольда или выдуманные восточные края, где происходят события его “восточных” поэм. Для Адама Мицкевича таким экзотическим краем стал Крым […]...
- Художественное время и пространство в романе “Обломов” И. А. Гончарова Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но также важным средством в художественном освоении мира. Обращение к пространственно-временной организации романа поможет лучше разобраться в идейно-художественной структуре “Обломова”. В первой части действие происходит, как вычислили ученые на основании ряда исторических событий, упоминаемых в романе, 1 мая 1843 г. и продолжается вся первая […]...
- Время и пространство в романах Достоевского Исследуя систему образов романа “Преступление и наказание”, можно выявить, что значительное место в художественной ткани романа занимает пространственно-временной план. Именно время и пространство соединяют между собой все части произведения. Перед нами возникает единая, целостная картина. В этом ракурсе интересен образ “вечности на аршине пространства”, который не раз осмысляется автором и героями романа. Так, например, Раскольников, […]...
- Художественное время, пространство и личность в рассказах Е. Замятина “Дракон”, “Пещера”, “Мамай” Под небом в круге Измученный человек одичал и вымер. В. Маяковский Е. Замятин всегда принадлежал к той категории людей искусства, которые стремились к максимальной честности и открытости – и перед собой, и перед читателями. Именно поэтому мы познакомились с его литературным наследием только в середине 80-х годов, хотя еще в начале века он был признан […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда – присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- Пространство и время в повести < p>Определить хронологические границы действия в “Котловане” позволяет авторская датировка в конце повести: декабрь 1929 – апрель 1930 г. Более точно сориентироваться во временных координатах позволяют конкретные детали повествования. Начинается действие в самом конце лета 1929 г. (“в день тридцатилетия личной жизни” Вощева стояла жара, но уже начали опадать листья с деревьев), а заканчивается в […]...
- Постмодернистское пространство Постмодернистское пространство создается либо путем универсализации, когда моделируется космическое пространство (Х. Л. Борхес), либо в результате гиперболизации определенной реалии социальной жизни (В. Пелевин). Восприятие мира как хаоса в литературе русского постмодернизма проявляется в натуралистически подробном изображении всех язв и пороков советской и постсоветской действительности – только язв и только пороков. Этой эстетической задаче соответствует и […]...
- Персонаж художественный Определение Персонаж художественный (лат. persona – лицо, маска) – герой в литературном произведении. Синонимы данного термина – литературный образ, действующее лицо произведения. Типизация и вымысел – важные моменты в создании персонажа. Художественный персонаж многоаспектен: он включает в себя духовный мир личности, круг жизненных интересов, идейную позицию, характер, формы сознания и поведения, индивидуальный портрет, психологию и т.д. […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Художественное обрамление определение Художественное обрамление – сцены, начинающие и заканчивающие основное действие в произведении; несут определенную смысловую нагрузку. В античной литературе и произведениях эпохи Возрождения было распространено цикловое обрамление (относительно механическое соединение определенных частей повествования). Однако наряду с механическим соединением частей произведения возникло художественное обрамление как включение в беседу историй, событий, иллюстрирующих те или иные положения, высказывания рассказчика. […]...
- Время и пространство в стихотворении Б. Л. Пастернака “Снег идет” К рассмотрению художественного произведения можно подойти с разных сторон. Цель этой работы – не анализ стихотворения “от первого слова до последнего” (Ю. Лотман) и не методические рекомендации по работе над художественным текстом. Одна из форм творческой работы учащихся на уроках литературы – самостоятельное постижение художественного произведения. В 11-м классе после обзорного изучения лирики Б. Л. […]...
- Композиция Определение С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция – это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде всего, по-разному могут быть расположены события самого сюжета. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности (“Ионыч” А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория […]...
- Определение Проблема Проблема (в переводе с древнегреч. – задача, задание) – острый, сложный вопрос, поставленный автором в художественном произведении. Понятие “проблема” более узкое понятие, чем понятие “тема”. Так, одна и та же тема может включать в себя комплекс проблем. Иногда проблема может носить неразрешимый характер (проблема безнадежной любви – “Гранатовый браслет” А.И. Куприна). Совокупность наиболее значимых, доминирующих […]...
- Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Пастернака “Доктор Живаго”? Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”? Приступая к выполнению задания, вспомните, что в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго” изображены необъятные пространства. Отметьте, что Западная Галиция, Мелюзеев, Москва, Урал, Сибирь и другие природно-пространственные образы используются автором в качестве особого средства поэтики. Объясните, что сознание персонажей на протяжении развития сюжета постоянно возвращается […]...
- Что такое Портрет? Определение Портрет (франц. portrait – изображать) – описание внешности персонажа, индивидуально-телесных, природных черт, а также всего, что в облике человека сформировано социально-культурной средой: одежды, прически, манеры поведения – жестов, мимики, поз, выражений глаз, лица, улыбки и т.д. Портрет, наряду с диалогом, интерьером, речью, является важнейшим средством характеристики персонажа. Типическое и индивидуальное – важнейшие составляющие художественного портрета. […]...
- Художественная речь определение Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе (“языке”) художественного произведения надо выделить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя – один из важнейших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет […]...
- Деталь художественная определение Деталь художественная – особо значимый, важный элемент в произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может являться частью интерьера (маленький огарок свечи в комнате Мармеладова в романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского), пейзажа (пальма во сне Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского), портрета (короткая верхняя губка Лизы Болконской в романе-эпопее “Война и […]...
- Сочинение на тему: Художественное своеобразие романа “Что делать?” Могущество мысли (по терминологии Белинского ), характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и предсказуемости его развития. Писатель отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, тайн, внешних эффектов, за исключением начальных главок, цель которых – заинтересовать “простодушную публику”. Уверенность героев романа в прочности своего положения, невиданный […]...
- Определение Идея Идея (греч. idea – понятие, представление) – главная обобщающая мысль художественного произведения, выражение авторской тенденции в раскрытии той или иной темы. Например, основная идея “Слова о полку Игореве” – идея объединения Руси перед нашествием вражеских полчищ. Свойства идеи: субъективность и образность (идея пронизывает художественные образы), соответствие всей художественной логике произведения [76]. Идея находит свое отражение […]...
- Художественное своеобразие романа “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – первый из серии знаменитых романов Достоевского, вошедших в золотой фонд мировой художественной литературы. На первый взгляд может показаться, что сюжет “Преступления и наказания” укладывается в стандартную схему так называемого “уголовного романа” с его обязательными компонентами: преступление, убийца, следователь… Но в уголовных романах сюжет обычно держится на тайне: личность преступника обычно выясняется […]...
- Google осваивает космическое пространство < p>Основатель компании Google Ларри Пейдж и ее исполнительный директор Эрик Шмидт приняли участие в финансировании нового амбициозного проекта по освоению космического пространства. Фирма Planetary Resources в ближайшие дни готовится объявить о деталях своей космической программы. В число инвесторов и специальных консультантов фирмы, кроме руководителей Google, входят также всемирно известный кинематографист Джеймс Кэмерон, миллиардер Росс […]...
- Пространство поэтического мира Лермонтова Особенность мироощущения М. Ю. Лермонтова – причастность к космосу, вселенной. Земля для него и его героев не только конкретное место, они обитатели мира, где все находится во взаимодействии, взаимообусловленности, а земля – часть всеобщей гармонической организации вселенной. Континуум поэтического мира М. Ю. Лермонтова дополняется новыми измерениями (“генной памятью”, памятью о прошлых веках и пророческим предвидением […]...
- Что такое Эпос? Определение Эпос (греч. epos – слово, повествование, рассказ) – повествовательный род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой. В центре внимания эпического сюжета – жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события, в которых он участвовал. Характерные черты эпоса – изображение уже происшедших событий, максимальная свобода автора в освоении художественного времени и пространства, наличие широкого спектра […]...
- Что мы называем художественным временем и художественным пространством “Естественными формами существования изображенного мира (как, впрочем, и мира реального) являются время и пространство. Время и пространство в литературе представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации текста”, – пишет литературовед А. Б. Есин. Свойства художественного времени и пространства: свободная смена пространства, переход из одного временного пласта в другой; дискретность […]...
- Что такое Интерьер? Определение Интерьер – описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер является важнейшим средством характеристики персонажа. Описание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера “Одиссея” читаем: После того как вошли они в дом Одиссеев высокий, Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил […]...
- Представители реализма, определение Новым этапом в развитии русской литературы стало направление критического реализма. Реализм как метод предполагает правдивое изображение характеров, раскрытие закономерных связей героев с социальной средой, художественное постижение общественно-исторических закономерностей. Основной проблемой реалистического искусства и литературы становится проблема взаимоотношений личности и общества, ведущим принципом художественного отражения жизни – социальный анализ. Первой ступенью развития реалистического метода стало направление […]...
- Определение Что такое Гипербола? Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – сильное преувеличение изображаемого явления. Преувеличение может относиться к характеру героя (скупость Плюшкина), может присутствовать в описании внешности (портрет ребенка-Пантагрюэля в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”), в интерьере (в романе А.С. Пушкина у Онегина “щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов”). Прием гиперболы часто использовали Н.В. Гоголь, Ф.М. […]...
- “Пространство, звезды и певец” Я читала один фантастический рассказ, в котором главный герой, попав в другую эпоху и на другую планету, признается там Мастером – величайшим магом и чародеем. Свое колдовство он осуществлял с помощью стихов. Стихов Осипа Мандельштама. “Колдовство, безумство, волшебство”, – так писал о поэзии Мандельштама Леонид Киселев. И правда, стоит лишь прочитать строки: Золотое руно, где […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести Белые ночи ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. М. Достоевский Идейно-художественное своеобразие Жанр произведения определен Достоевским, как “сентиментальный роман”, хотя по форме это повесть. Принадлежит к циклу рассказов и повестей, создававшихся в Петербурге до осуждения Достоевского по делу петрашевцев. Повесть состоит из пяти глав, которые носят название “Ночь 1”, “Ночь 2” и т. д. Всего 4 ночи. […]...
- Время и пространство чеховской “Душечки” Рассказ “Душечка” – один из самых известных и при этом самых трудных для интерпретации (а значит, и изучения) рассказов Чехова. Готовясь к уроку, учителю предстоит прежде всего ответить для себя на простые “детские” вопросы, которые затем будут поставлены в классе. О чем этот рассказ? Состоялась или не состоялась жизнь Душечки? Как относится автор к своей […]...
- Единое информационное образовательное пространство как инновационный компонент гражданского воспитания Аннотация. Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правил поведения человека в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме Опору на гражданское воспитание с использованием ИКТ мы рассматриваем в своей педагогической практике как залог успешного воспитания личности, способной нести ответственность перед собой, своей семьей, коллективом сверстников за судьбу своего Отечества. Приятно отметить […]...
- Что такое Пейзаж? Определение Пейзаж (от франц. pays – страна, местность) – изображение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных движений. В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы олицетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, […]...
- Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей – характеризовать какого-либо героя (например, “лучистые глаза” характеризуют княжну Марью в “Войне и мире” Толстого), нравы общества (так, “уездной барышни альбом” в “Евгении Онегине” Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое […]...
- Определение Дифирамб Дифирамб (греч. dithyrambos – песнь) – стихотворение, близкое по форме гимну или оде. Жанр возник в Древней Греции как хоровая песнь, посвященная богу виноделия Дионису. Дифирамб возник в рамках культа бога Диониса, или Вакха, и сопровождался оргиастическим танцем, определенной мимикой, музыкой, небольшим диалогом (между запевалой и хором). Текст дифирамба сочетал в себе черты эпоса (описание […]...
- Вставные эпизоды определение Вставные эпизоды – эпизоды, раскрывающие события, не связанные непосредственно с сюжетом произведения; они используются автором для иллюстрирования идейного замысла произведения, также могут задерживать ход сюжетного действия. Вставные эпизоды могут быть даны в виде снов персонажей, писем и т.д. В этом случае они выступают как средство характеристики героя, как отражение движений его душевной жизни, как художественное […]...
- Определение. Притяжательные прилагательные Притяжательные прилагательные – это прилагательные, указывающие на принадлежность чего-либо какому-либо лицу или другому живому существу: птичье гнездо, помещичья усадьба, папин портфель. В научной литературе часто рассматриваются как разновидность относительных прилагательных, поскольку и по лексическому значению, и по грамматическим характеристикам они противопоставлены вместе с ними прилагательным качественным (см. Относительные прилагательные). Формально притяжательные прилагательные выделяются благодаря особому […]...
- Определение Памфлет Памфлет (англ. pamphlet, от Pamphilius – имя героя популярной в свое время комедии XII в. – “Pamhilius seu de атоге”) – стихотворение обличительного характера, направленное против какой-либо политической, философской или эстетической системы или конкретных известных личностей. Первые образцы произведений данного жанра, по мнению исследователей, были созданы еще Эзопом. Основные жанровые свойства памфлета: тенденциозность, расчет автора […]...
- Л. Н. Толстой. После бала. Время и пространство в художественном тексте Характеризуя внешность полковника, Толстой подчеркивает, что “лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками”. Сравнение внешности полковника, “служаки николаевской выправки”, с Николаем I является важной художественной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности полковника с внешностью […]...
- Драма определение Драма (греч. drama, буквально – действие) – один из трех родов литературы, выделяемый наряду с эпосом и лирикой. Драма – род искусства, связанный как с литературой, так и с театром. Характерные свойства драмы: сюжетность, драматическая напряженность действия, обусловленная обычно прямым противоборством героев, членение действия на сценические эпизоды, единство внешнего действия (Аристотель), концентрация внимания на замкнутых […]...