Что мы называем художественным временем и художественным пространством
“Естественными формами существования изображенного мира (как, впрочем, и мира реального) являются время и пространство. Время и пространство в литературе представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации текста”, – пишет литературовед А. Б. Есин.
Свойства художественного времени и пространства:
- свободная смена пространства, переход из одного временного пласта в другой; дискретность
Пушкин и Достоевский стояли у истоков своеобразной тенденции в изображении пространства и времени: сочетанию в пределах художественного произведения конкретного и абстрактного пространств, их взаимного “перетекания” и взаимодействия. При этом конкретному месту действия придается символический смысл и высокая степень обобщения. В таком случае конкретное пространство становится универсальной моделью.
Так происходит в “Мертвых душах”, когда реальная тройка, на которой ехал Чичиков, вдруг превращается в абстрактную тройку, которая становится символом России на ее пути к совершенствованию.






Related posts:
- Сочинение на тему: “Что нужно сделать для того, чтобы наша школа стала пространством толерантности?” Толерантность – очень современное и важное явление сегодняшнего мира. Как правило, под толерантностью понимают возможность одного человека относиться к тому, кто от него сильно отличается, так же, как он относится к тому, кто на него похож. Как известно, в мире есть люди разной расы, национальности, религиозного исповедания, политических и социальных предпочтения, сексуальной ориентации. И если, […]...
- Художественное пространство определение Художественное пространство – пространственные границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие; важнейшая композиционная составляющая. Понятие “художественного пространства” неразрывно связано с понятием “художественного времени”. Для обозначения связи между этими понятиями М. Бахтин ввел понятие “хронотопа”, определяющего, по мысли исследователя, все жанровые разновидности произведений. Особенностью хронотопа является сгущение, уплотнение времени, воплощение его в […]...
- Кого мы называем добрым человеком Кого мы называем добрым человеком – вот проблема, над которой рассуждает Н. Самвелян. Автор, размышляя о доброте, перебирая один толковый словарь за другим, как бусинки на ниточку, нанизывает все новые и новые определения, кто такой добрый человек. Н. Самвелян считает, что добрым является тот, кто не только мыслит масштабно, но и действует. Но, по мнению […]...
- “Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А. Гончарова) Русская литература 2-й половины XIX века “Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М. Е. Салтыков-Щедрин). (По произведениям И. А. Гончарова) Художественная литература, особенно русская, оказывает огромное влияние на умы и души читателей. Радость от знакомства с книгой нельзя сравнить ни с каким иным чувством. […]...
- Тарас Бульба – характер, рожденный временем В повести ” Тарас Бульба ” Гоголь задумывал отразить одно из главных событий украинской истории – борьбу за независимость и право быть отдельным государством. Изучив множество источников, проработав исторические факты и воспоминания очевидцев, Гоголь создает аутентичное произведение. Важно отметить, что автор не стремился к исторической точности, в его планах было показать некий идеал, живущий в […]...
- Почему важно мудро распоряжаться своим временем? Время. Нередко в процессе жизни мы остро нуждаемся в нем, ощущаем нехватку временного ресурса для решения важных дел. Но порой это бесценное сокровище тратится впустую, уходя безвозвратно, будто песок сквозь пальцы. Лишь тех, кто мудро распоряжается своим временем, умеет расставлять приоритеты и планировать дела, ждет яркая, насыщенная и безбедная жизнь. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо […]...
- “Сеньор Президент” положил начало художественным свершениям Мигеля Астуриаса “Измерить все индейской мерой” – так определил главную цель своего творчества один из отцов нового латиноамериканского романа, выдающийся писатель нашего века Мигель Анхель Астуриас. И действительно, он сделал достоянием мировой литературы духовный опыт страны, населенной по преимуществу индейцами и метисами – потомками тех самых индейцев майя, которые до испанского завоевания создали великую цивилизацию древней Америки. […]...
- Кого мы называем подвижником? По тексту В. Воробьева В русском языке есть прекрасное слово “подвижник” (ЕГЭ по русскому) Кто может называться подвижником? Этим вопросом озадачивается в своих размышлениях, описанных в тексте, предложенном для анализа, В. Воробьев. С целью более полного раскрытия данной темы, автор решает обратиться к словарю Даля, который гласит, что понятие подвижник имеет смысловое родство со словом “подвиг”. Следовательно, аналогичным считается и его значение: “славный великими делами”. На жизни создателя живого […]...
- Характер рожденный временем по повести Тарас Бульба (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель. В произведении “Тарас Бульба” рассказывается о могучем воине по имени Тарас Бульба, о его сыновьях и о его героической жизни. Тарас Бульба – главный герой в одноименной почести. Он выглядит, как настоящий русский казак. На лице длинные усы, на голове казачья шапка, вечно суровый взгляд на его лице, […]...
- Согласны ли Вы со словами А. С Пушкина: “Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн”? Мнение великого писателя Александра Сергеевича Пушкина не находит во мне отклика. Войны с их бессмысленным кровопролитием не вразумили человека, о чем лишний раз доказывает ситуация на Украине. Гибнут невинные граждане, страна в руинах, народ истребляет своих же собратьев. Война дает возможность каждому увидеть мир другими глазами, но люди так и не научились извлекать суть из […]...
- Каковы особенности художественного времени и пространства в романе “Тихий Дон”? Каковы особенности художественного времени и пространства в романе “Тихий Дон”? Особенность хронотопа романа – в точной определенности действия во времени и пространстве. Основные события произведения занимают 10 лет – с мая 1912 по март 1922 г. – и разворачиваются почти целиком в хронологическом порядке. В третьей главе первой части мы узнаем, что “из хутора в […]...
- Онтология пространства в очерках А. П. Чехова “Из Сибири” В конце XX века в литературоведении в целом, и в чеховедении в частности, исследовательски продуктивной стала категория пространства как основа организации художественного восприятия и онтологического осмысления действительности. О том, что литература “переигрывает” действительность, писал еще Д. С. Лихачев: “Внутренний мир художественного произведения имеет… свои собственные взаимосвязанные закономерности и собственный смысл”, которые выражаются через взаимодействие пространства […]...
- Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Пастернака “Доктор Живаго”? Какова функциональная значимость природно-пространственных образов в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”? Приступая к выполнению задания, вспомните, что в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго” изображены необъятные пространства. Отметьте, что Западная Галиция, Мелюзеев, Москва, Урал, Сибирь и другие природно-пространственные образы используются автором в качестве особого средства поэтики. Объясните, что сознание персонажей на протяжении развития сюжета постоянно возвращается […]...
- Об исторической поэтике пространства на примере “Евгения Онегина” и “Менин” В научном понимании пространства бывали периоды, когда оно описывалось как абсолютно монотонное и пустое вместилище материальных объектов (Ньютон). Однако и тогда искусство отличалось гораздо большим разнообразием восприятия и передачи пространственности, и в этом смысле необычайно поучительно сопоставить два художественных явления, принадлежащих к различным его видам. Изображение и конструирование пространства в поэзии и живописи показывает нам […]...
- В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией Твардовского? В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией А. Т. Твардовского? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что кладбище – один из значимых образов русской литературы. Как особое физическое, психическое и эмоциональное пространство образ кладбища актуализирован в романах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, И.С. Тургенева “Отцы и […]...
- В каких произведениях русской литературы гидронимы (водные объекты) становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом Горького? В каких произведениях русской литературы гидронимы (водные объекты) становится частью пейзажа и в чем соотносятся они с вариантом А. М. Горького? Формируя концепцию суждения на предложенную тему, покажите, что литературные истоки изображения гидронимов уходят своими корнями в древнерусскую литературу. Вспомните, что реки в “Слове о полку Игореве” предстают как реально-географические и условно-мифологические пространства. Отметьте, что […]...
- Сочинение по цитате Гончарова И. А. Гончаров утверждает: “Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык – речь, способность говорить. Речь – это один из видов общения. Язык присущ любому человеку, а […]...
- Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока “Двенадцать” . Одним из композиционных приемов, которые использует […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...
- Законы классической механики Для каждого человека существуют два мира: внутренний и внешний; посредниками между этими двумя мирами являются органы чувств. Внешний мир имеет способность влиять на органы чувств, вызывать у них особого рода изменения, или, как принято говорить, возбуждать в них раздражения. Внутренний мир человека определяется совокупностью тех явлений, которые абсолютно не могут быть доступны непосредственному наблюдению другого […]...
- Постмодернистское пространство Постмодернистское пространство создается либо путем универсализации, когда моделируется космическое пространство (Х. Л. Борхес), либо в результате гиперболизации определенной реалии социальной жизни (В. Пелевин). Восприятие мира как хаоса в литературе русского постмодернизма проявляется в натуралистически подробном изображении всех язв и пороков советской и постсоветской действительности – только язв и только пороков. Этой эстетической задаче соответствует и […]...
- Время и пространство в романах Достоевского Исследуя систему образов романа “Преступление и наказание”, можно выявить, что значительное место в художественной ткани романа занимает пространственно-временной план. Именно время и пространство соединяют между собой все части произведения. Перед нами возникает единая, целостная картина. В этом ракурсе интересен образ “вечности на аршине пространства”, который не раз осмысляется автором и героями романа. Так, например, Раскольников, […]...
- Пространство и время в повести < p>Определить хронологические границы действия в “Котловане” позволяет авторская датировка в конце повести: декабрь 1929 – апрель 1930 г. Более точно сориентироваться во временных координатах позволяют конкретные детали повествования. Начинается действие в самом конце лета 1929 г. (“в день тридцатилетия личной жизни” Вощева стояла жара, но уже начали опадать листья с деревьев), а заканчивается в […]...
- Эпическая проза на примере творчества Пушкина “Кавказский пленник” пространственно построен сложнее “Руслана и Людмилы”. В поэме множество самодовлеющих, фрагментарно выделенных лирических, описательных, комментирующих мест: посвящение, нравы горцев, черкесская песня, эпилог, примечания и др. Все это пространство воспринимается как бы на периферии поэмы, образуя в совокупности чисто авторский, фабульный план. Однако в фабульном центре поэмы, в мире героев, автор и пленник смешивались […]...
- Трагедия несостоявшейся любви в рассказе И. А. Бунина “Чистый понедельник” Рассказ “Чистый понедельник” вызвал к жизни многочисленные интерпретации, но все исследователи сходятся в одном: он построен на контрасте. Его герои Он и Она не имеют имен, тогда как текст пестрит именами собственными. В облике Москвы, города, где разворачиваются события, тоже подчеркнута двойственность, сочетание на первый взгляд несочетаемого: “Странный город! – говорил о себе, думая об […]...
- “Слепящий выход на форум” Мотив разомкнутого пространства в творчестве Б. Л. Пастернака Предлагая несколько наблюдений за поведением пространства в творчестве Пастернака, предварим их двумя посылками общего характера. Категория пространства – одна из важнейших смыслообразующих координат поэтического мира Пастернака; художественное пространство Пастернака отличается не просто относительной стабильностью, но внутренним единством, сохраняющимся на протяжении всего творческого пути поэта. В юношеских стихах […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда – присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- Анализ стихотворения О. Мандельштама “Адмиралтейство” Анализ стихотворения О. Мандельштама “Адмиралтейство” С первых строк стихотворение “Адмиралтейство” вызвало во мне глубокий эмоциональный отклик. В нем много узнаваемых деталей: и само здание Адмиралтейства, и летние пыльные тополя. Слышится запах морской воды, и в темной зелени сияет желтый корабль Адмиралтейства, известный каждому петербуржцу: В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат… […]...
- Человек и общество в произведении На дне Горького Человек и общество неразрывно связаны друг с другом. Каждый из нас взаимодействует с социумом. К сожалению, гармонии между двумя понятиями зачастую сложно представить, ибо один начинает понимать, что общество ограничивает его свободу слова, выбора и действия. И происходят конфликты, которые в основном ярко отображаются в творчествах писателей. Один из таких людей, что затронул проблему взаимодействия […]...
- Основные факторы российской истории Основные факторы российской истории Обычно выделяется два ведущих фактора, определивших особенности исторического пути России. Природно-климатический фактор. Российское государство возникло и развивалось на Восточно-Европейской (Русской) равнине, природные условия которой весьма неблагоприятны для ведения хозяйства (в первую очередь земледелия). Преобладание неплодородных почв, крайне узкие сроки сельскохозяйственных работ (с начала мая до начала октября), значительная роль чрезвычайных факторов […]...
- Структура художественного произведения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Структура художественного произведения Идея художественного произведения Идея художественного произведения – это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение. Сюжет художественного произведения Сюжет художественного произведения – это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, […]...
- Отзыв о рассказе А. П. Чехова “Студент” Рассказ А. П. Чехова “Студент” был опубликован в 1894 г. “Студент” – один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме рассказов Чехова. Этот рассказ о человеке, который пришел к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека. Главный конфликт в рассказе Чехова этический – человеческая ошибка. Студент усомнился […]...
- Анализ стихотворения “Весенний дождь” А. А. Фета Стихотворение “Весенний дождь” – типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ведущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Ведущим мотивом здесь является свет. Запоминается образ купающегося воробья. Во второй строфе А. Фет акцентирует вертикальные координаты художественного пространства. Наиболее ярким является образ избушки в золотой пыли. Стихотворение динамично. “Трепещет, […]...
- Особенности композиции поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока “Двенадцать”. Одним из композиционных приемов, которые использует А. […]...
- Какие реки упоминаются в “Слове о полку Игореве” и какова их идейно-эстетическая функция? Какие реки упоминаются в “Слове о полку Игореве” и какова их идейно-эстетическая функция? Размышляя над поставленным вопросом, вспомните, как изображает природный мир безымянный автор “Слова о полку Игореве”. Анализ гидронимических образов памятника убедит вас в том, что реки в “Слове…” представляют собой как реальногеографические, так и условномифологические пространства. Укажите, что с поэтико-функциональной точки зрения водный […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Дикарь” В произведении, написанном в 1906-08 гг., отражена характерная тенденция зрелой бунинской лирики. Вместо привычного читателю лирического “я” появляется персонаж, сближающий стихотворный текст с эпическим жанром. Художественное пространство “Дикаря” формируется с позиции героя, отчаянного и бесстрашного охотника. Центром модели мира становятся высокие крутые скалы, соседствующие с головокружительной вертикалью, конечными точками которой становятся небо и океан. Интересно, […]...
- НЕХОРОШАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА (Мастер и Маргарита Анализ) НЕХОРОШАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА Квартира – совсем не случайный образ для Михаила Булгакова. Именно квартира становится тем художественным пространством, в котором разворачиваются основные события, обнажаются конфликты, выносятся приговоры, свершаются возмездия и даруются награды. Вспомните квартиру профессора Преображенского – мастерская демиурга, создателя, на которую поднимает лапу неблагодарное его создание. Перечитайте “Зойкину квартиру” – уже в названии Булгаков […]...
- Жанровое своеобразие романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. Биографический пунктир отступлений: первая глава – рассказ о молодости и упоминание о южной ссылке, шестая – прощание с молодостью, восьмая – рассказ о лицейских годах. Субъективный мир автора в лирических отступлениях. От “А” до “Я”: тематический диапазон лирических отступлений. Роль лирических отступлений в […]...
- Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова. Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что образы природных стихий занимают особое место в поэзии М. Ю. Лермонтова. Его поэтическая фантазия уносит лирического героя в заоблачные выси, откуда он взирает на мир: стихии моря и неба, земли, степей и пустыни. В многочисленных посланиях, прикасаясь к тайнам горнего мира, поэт […]...
- Анализ стихотворения Бунина “На пруде” В произведении, появившемся в 1887 г. и подвергнутом нескольким редакциям, начинающий поэт изображает погожее утро на водоеме, расположенном недалеко от деревни. Стихотворение начинается с лаконичных определений обстоятельств лирического повествования: утренний час, спокойный пруд, стаи ласточек. Последний образ порождает аллюзии на строки Фета. Сходны и детали художественного пространства. В варианте Фета также появляется лирический герой, “праздный […]...