Что мы называем художественным временем и художе­ственным пространством

“Естественными формами существования изображенного мира (как, впрочем, и мира реального) являются время и про­странство. Время и пространство в литературе представляют со­бой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации текста”, – пи­шет литературовед А. Б. Есин.

Свойства художественного времени и пространства:

    свободная смена пространства, переход из одного временного пласта в другой; дискретность (прерывность), то есть воспроизведение не все­го потока жизни, а
    только значимых фрагментов; дискрет­ность служит для придания сюжету динамичности; различная степень условности (в лирике – большая, в драме и прозе – меньшая).

Пушкин и Достоевский стояли у истоков своеобразной тен­денции в изображении пространства и времени: сочетанию в пределах художественного произведения конкретного и абст­рактного пространств, их взаимного “перетекания” и взаимо­действия. При этом конкретному месту действия придается символический смысл и высокая степень обобщения. В таком случае конкретное пространство становится универсальной мо­делью.

Так происходит в “Мертвых душах”, когда реальная тройка, на которой ехал Чичиков, вдруг превращается в абстрактную тройку, которая становится символом России на ее пути к совер­шенствованию.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Что мы называем художественным временем и художе­ственным пространством