Художественное время определение

Художественное время – воспроизведение времени в худо­жественном произведении, важнейшая композиционная со­ставляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному. Выделяют три типа художественного времени: “”идиллическое время”, в отчем доме, “авантюрное вре­мя” испытаний на чужбине, “мистерийное время” схожде­ния в преисподнюю бедствий” . “Авантюрное” время представлено в романе Апулея “Золотой осел”, “идилличес­кое” время – в романе И.А.

Гончарова “Обыкновенная ис­тория”,

“мистерийное” – в романе “Мастер и Маргарита” М.С. Булгакова. Время в художественном произведении мо­жет быть растянуто (прием ретардации – автор использует пейзажи, портреты, интерьеры, философские рассуждения, лирические отступления – сборник “Записки охотника” И.С.

Тургенева) или ускорено (автор все происшедшие в течение длительного времени события обозначает двумя- тремя фразами – эпилог романа “Дворянское гнездо” И.С. Турге­нева (“Итак, прошло восемь лет”)). Время сюжетного действия может сочетаться в произведении с авторским временем. Акцент на авторском

времени, его отличиях от времени со­бытий произведения характерен для литературы сентимен­тализма (Стерн, Филдинг).

Совмещение сюжетного и ав­торского времени характерно для романа А.С. Пушкина “Ев­гений Онегин”.

Выделяют различные типы художественного времени: линейное (соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы – стихотворение “Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…” А.С. Пушкина) и циклическое (события повторяются, происходят в течение циклов – суточного, годового и т.д. – поэма “Труды и дни” Гесиода); “замкнутое” (ограниченное сюжетными рамками – рассказ “Муму” И.С.

Тургенева) и “открытое” (включенное в конкретную историческую эпоху – роман-эпопея “Война и мир” Л.Н. Толстого); объективное (не преломленное через воспри­ятие автора или героев, описывается в традиционных едини­цах измерения времени – днях, неделях, месяцах и т.д. – рассказ “Один день Ивана Денисовича” А.И. Солженицы­на) и субъективное (перцептуальное) (данное сквозь призму восприятия автора или героя – восприятие времени Расколь­никовым в романе Ф.М.

Достоевского “Преступление и на­казание”); мифологическое (стихотворения Е. Баратынского “Последний поэт”, “Приметы”) и историческое (описание прошлого, исторических событий в жизни государства, чело­веческой личности и т.д. – роман “Князь Серебряный” А.К. Толстого, поэма “Пугачев” С.А. Есенина).

Кроме того, М. Бахтин выделяет также психологическое время (разновид­ность субъективного времени), кризисное время (последнее мгновение времени перед смертью или перед соприкоснове­нием с мистическими силами), карнавальное время (выпав­шее из реального исторического времени и включающее в себя множество метаморфоз и трансформаций).

Также стоит отметить такие художественные приемы, как рет­роспекция (обращение к прошлому героев или автора), проспекция (обращение к будущему, авторские намеки, иногда откры­тые указания на события, которые произойдут в будущем).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественное время определение