Художественное время определение
Художественное время – воспроизведение времени в художественном произведении, важнейшая композиционная составляющая произведения. Оно не тождественно времени объективному. Выделяют три типа художественного времени: “”идиллическое время”, в отчем доме, “авантюрное время” испытаний на чужбине, “мистерийное время” схождения в преисподнюю бедствий” . “Авантюрное” время представлено в романе Апулея “Золотой осел”, “идиллическое” время – в романе И.А.
Гончарова “Обыкновенная история”,
Тургенева) или ускорено (автор все происшедшие в течение длительного времени события обозначает двумя- тремя фразами – эпилог романа “Дворянское гнездо” И.С. Тургенева (“Итак, прошло восемь лет”)). Время сюжетного действия может сочетаться в произведении с авторским временем. Акцент на авторском
Совмещение сюжетного и авторского времени характерно для романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Выделяют различные типы художественного времени: линейное (соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы – стихотворение “Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…” А.С. Пушкина) и циклическое (события повторяются, происходят в течение циклов – суточного, годового и т.д. – поэма “Труды и дни” Гесиода); “замкнутое” (ограниченное сюжетными рамками – рассказ “Муму” И.С.
Тургенева) и “открытое” (включенное в конкретную историческую эпоху – роман-эпопея “Война и мир” Л.Н. Толстого); объективное (не преломленное через восприятие автора или героев, описывается в традиционных единицах измерения времени – днях, неделях, месяцах и т.д. – рассказ “Один день Ивана Денисовича” А.И. Солженицына) и субъективное (перцептуальное) (данное сквозь призму восприятия автора или героя – восприятие времени Раскольниковым в романе Ф.М.
Достоевского “Преступление и наказание”); мифологическое (стихотворения Е. Баратынского “Последний поэт”, “Приметы”) и историческое (описание прошлого, исторических событий в жизни государства, человеческой личности и т.д. – роман “Князь Серебряный” А.К. Толстого, поэма “Пугачев” С.А. Есенина).
Кроме того, М. Бахтин выделяет также психологическое время (разновидность субъективного времени), кризисное время (последнее мгновение времени перед смертью или перед соприкосновением с мистическими силами), карнавальное время (выпавшее из реального исторического времени и включающее в себя множество метаморфоз и трансформаций).
Также стоит отметить такие художественные приемы, как ретроспекция (обращение к прошлому героев или автора), проспекция (обращение к будущему, авторские намеки, иногда открытые указания на события, которые произойдут в будущем).
- Художественное обрамление определение Художественное обрамление – сцены, начинающие и заканчивающие основное действие в произведении; несут определенную смысловую нагрузку. В античной литературе и произведениях эпохи Возрождения было распространено цикловое обрамление (относительно механическое соединение определенных частей повествования). Однако наряду с механическим соединением частей произведения возникло художественное обрамление как включение в беседу историй, событий, иллюстрирующих те или иные положения, высказывания рассказчика. […]...
- Художественное пространство определение Художественное пространство – пространственные границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие; важнейшая композиционная составляющая. Понятие “художественного пространства” неразрывно связано с понятием “художественного времени”. Для обозначения связи между этими понятиями М. Бахтин ввел понятие “хронотопа”, определяющего, по мысли исследователя, все жанровые разновидности произведений. Особенностью хронотопа является сгущение, уплотнение времени, воплощение его в […]...
- Определение. Что такое Время Время – словоизменительная грамматическая категория, обозначающая отношение действия к моменту речи или к другому действию. Русские глаголы в изъявительном наклонении могут иметь формы трех грамматических времен – прошедшего, настоящего и будущего. Категория времени также связана с категорией вида: в несовершенном виде различаются все три времени, а глаголы совершенного вида не могут быть представлены в настоящем […]...
- Художественное время в сказках и былинах Зображение времени в фольклоре сильно отличается от изображения его в художественной литературе – сильно нарушено традиционное единство изображения. Прежде всего необходимо определить основные аспекты, с точки зрения которых следует характеризовать данную категорию относительно фольклора: 1) условность или историчность; 2) закрытость или открытость; 3) равномерность или неравномерность; 4) направленность; 5) завершенность. В данных аспектах рассмотрим сказки […]...
- Композиция Определение С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция – это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде всего, по-разному могут быть расположены события самого сюжета. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности (“Ионыч” А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория […]...
- Художественное время и пространство в романе “Обломов” И. А. Гончарова Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но также важным средством в художественном освоении мира. Обращение к пространственно-временной организации романа поможет лучше разобраться в идейно-художественной структуре “Обломова”. В первой части действие происходит, как вычислили ученые на основании ряда исторических событий, упоминаемых в романе, 1 мая 1843 г. и продолжается вся первая […]...
- Художественное время и пространство литературы реализма Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив побега героя от серой будничности. Куда же этот герой “удирал”? Прежде всего, это могли быть какие-то далекие экзотические края. Например, у Джорджа Байрона – это места “паломничества” Чайльд-Гарольда или выдуманные восточные края, где происходят события его “восточных” поэм. Для Адама Мицкевича таким экзотическим краем стал Крым […]...
- Авторское отступление (лирическое отступление) определение Авторское отступление (лирическое отступление) – Внесюжетный элемент произведения; особая форма авторской речи, отклонение автора от непосредственного хода сюжетного повествования; оценка автором героев или сюжетной ситуации, рассуждение автора на философские, публицистические, эстетические, моральные и др. темы, воспоминания автора о событиях собственной жизни и т.д. Это важнейший элемент композиции произведения, благодаря которому создается особая художественная атмосфера, устанавливается […]...
- Что такое Эпос? Определение Эпос (греч. epos – слово, повествование, рассказ) – повествовательный род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой. В центре внимания эпического сюжета – жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события, в которых он участвовал. Характерные черты эпоса – изображение уже происшедших событий, максимальная свобода автора в освоении художественного времени и пространства, наличие широкого спектра […]...
- Деталь художественная определение Деталь художественная – особо значимый, важный элемент в произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может являться частью интерьера (маленький огарок свечи в комнате Мармеладова в романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского), пейзажа (пальма во сне Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского), портрета (короткая верхняя губка Лизы Болконской в романе-эпопее “Война и […]...
- Тема Времени. Материалы к выпускному сочинению Художественное время и пространство иногда называют хронотоп, от двух слов греческого языка “хронос” – время и “топос” – место. Хронотоп в современном литературоведении чаще всего понимают, как пространственно-временную модель конкретного произведении. ОБРАЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ Биографическое: детство, юность, зрелость, старость. “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Л. Н. Толстого.. Историческое:Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества. Отцы […]...
- Художественное время, пространство и личность в рассказах Е. Замятина “Дракон”, “Пещера”, “Мамай” Под небом в круге Измученный человек одичал и вымер. В. Маяковский Е. Замятин всегда принадлежал к той категории людей искусства, которые стремились к максимальной честности и открытости – и перед собой, и перед читателями. Именно поэтому мы познакомились с его литературным наследием только в середине 80-х годов, хотя еще в начале века он был признан […]...
- Что такое композиция? Определение Композиция (лат. сотропеrе – складывать, строить) – построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в литературном произведении. Композиция скрепляет все элементы произведения, подчиняя их авторской идее . Составные элементы композиции: персонажи, происходящие события, художественные детали, монологи и диалоги, портреты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Художественная речь определение Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе (“языке”) художественного произведения надо выделить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя – один из важнейших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет […]...
- Монолог определение Монолог (от греч. monos – один, logos – слово, речь) – развернутое высказывание одного персонажа или автора в художественном произведении. Монолог – важнейшее средство характеристики героя в художественном произведении, наряду с диалогом, портретом, пейзажем, интерьером и т.д. Но монолог имеет большое значение для всей структуры произведения. Нередко в монологах заключаются важнейшие для произведения идеи, авторские […]...
- Время природное и время историческое в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” Время природное и время историческое в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” Причины связанные с особым положением, которое занимало казачество в русской истории. Первое летописное упоминание казаков относится к 1549 году: беглые, а то и просто вольные мужики собирались в дружины, селились, как правило, на окраинных землях Руси, жили набегами на сопредельные земли, собирали дань […]...
- Определение “Драма” Драма как род литературы соединяет в себе изображение характеров и событий (как в эпосе) в непосредственном действии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Поэтому высказывания имеют решающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие драмы очень ограничено. Как правило, автор может […]...
- Что такое Пейзаж? Определение Пейзаж (от франц. pays – страна, местность) – изображение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных движений. В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы олицетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, […]...
- Определение “Идея” произведения Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. […]...
- ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР определение ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР – действительность, созданная автором в произведении и условно подобная реальному миру. В изображенном мире, как и в мире реальном, есть люди, события, предметы, пейзаж, чувства и переживания человека и т.п. По характеру художественной условности изображенный мир может быть жизнеподобным, отражающим реальную действительность “в формах самой жизни” (выражение Белинского), или фантастическим (см. Фантастика). Примером […]...
- Время разбрасывать камни и время их собирать Сочинение размышление по роману А. Камю “Чума”. Роман Альберта Камю “Чума” является вершиной творчества писателя. В нем воплотилось все, что пережил и осмыслил автор в года суровых испытаний. “Чума” – хроника одного трагического года в Оране, центре французской префектуры на алжирском побережье Средиземного моря. Автор дает детальное описание возникновения и распространение эпидемии чумы в городе. […]...
- Идейно-эстетический идеал – определение Выражая оценочное отношение к тем или иным характерам, писатель тем самым дает нам представление о своем идейно-эстетическом идеале. Это представление также включается в понятие идеи произведения. Часто писательский идеал выражается в произведении прямо и явно: так, в знаменитой “речи о товариществе”, которую произносит Тарас Бульба в одноименной повести Гоголя, воплощаются представления автора об идеале человеческих […]...
- Конспект урока русского языка в 7 классе. Время глагола. Прошедшее время Конспект урока русского языка для 7 класса на тему “Время глагола. Прошедшее время “. Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна Место работы: Новоселовская общеобразовательная школа Описание работы: данный урок предназначен для учащихся 7 класса при изучении темы “Время глагола ” и направлен на привитие интереса учащихся при изучении данной темы Цели: Углубить и расширить знания о временах […]...
- Картина Аустерлицкого боя, портреты полководцев во время боя В ранней редакции автор дал также разбор плана сражения и анализ диспозиции, предварившие картину разгрома русских войск, и ввел короткий эпизод трагедии на плотине Аугеста, где “выказался” весь “ужас дня”. Па этом страшном месте появляется Наполеон, “все в том же сюртуке, той же шляпе и тем же безучастным лицом” и безучастным выражением, с каким он […]...
- Конфликт Определение Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, удар, борьба, бой) – острое столкновение, противоборство, противоречие, возникающее между персонажами, либо героем и обстоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Теория конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Этапы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определяют все развитие сюжета и построение произведения. Конфликт является ядром темы, […]...
- Роды литературы: Эпос, Драма, Лирика. Определение Все произведения объединяются в несколько больших групп по сходству основных признаков. Такие большие группы называются литературными родами. Существуют три основных литературных рода: эпос, лирика и драма. Эпос представляет собой повествование об объективном, внешнем мире, он рассказывает о тех или иных событиях, происшедших в жизни людей, а также о самих людях, чьи характеры воплощены в художественных образах. […]...
- Что такое Интерьер? Определение Интерьер – описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер является важнейшим средством характеристики персонажа. Описание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера “Одиссея” читаем: После того как вошли они в дом Одиссеев высокий, Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил […]...
- Шолохов “Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей” Вот и пришло время, которое определяется словами на пороге взрослой жизни. Какая она будет, моя взрослая жизнь. Какие трудности и препятствия встретятся на путиСмогу ли я выстоять, победить, остаться человеком. Думаю, что эти вопросы стоят перед каждым из моих сверстников. Большую роль в их решении играет наша великая литература, которую Н. Бердяев не зря назвал […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда – присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- Определение “Тема” произведения Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально означает “нечто, положенное в основу”. Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения. Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандельштама). Иногда […]...
- Время Время – словоизменительная грамматическая категория, обозначающая отношение действия к моменту речи или к другому действию. Русские глаголы в изъявительном наклонении могут иметь формы трех грамматических времен – прошедшего, настоящего и будущего. Категория времени также связана с категорией вида: в несовершенном виде различаются все три времени, а глаголы совершенного вида не могут быть представлены в настоящем […]...
- Определение Проблема Проблема (в переводе с древнегреч. – задача, задание) – острый, сложный вопрос, поставленный автором в художественном произведении. Понятие “проблема” более узкое понятие, чем понятие “тема”. Так, одна и та же тема может включать в себя комплекс проблем. Иногда проблема может носить неразрешимый характер (проблема безнадежной любви – “Гранатовый браслет” А.И. Куприна). Совокупность наиболее значимых, доминирующих […]...
- Что такое Новелла? Определение Новелла (от итал. novella – новость) – малый повествовательный жанр, произведение небольшого объема, рассказ с остро развивающимся сюжетом. В центре внимания автора новеллы – “неслыханное происшествие” (Гете). Для новеллы характерно противопоставление ситуаций, острый драматический конфликт, композиционная четкость, предельная концентрация на ядре сюжета – одном необыкновенном событии, неожиданная развязка. По замечанию Э.Я. Фесенко, “новелла в отличие […]...
- Определение. Непроизводные и производные предлоги По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизводные и производные предлоги. Непроизводные (первообразные) предлоги не связаны по происхождению с другими частями речи: в, до, от, за, на и т. п. Производные (непервообразные) предлоги по происхождению связаны с другими частями речи. Так, предлоги вокруг, напротив, вдоль, рядом с произошли от наречий, а предлоги в течение, в […]...
- Сочинение на тему: Художественное своеобразие романа “Что делать?” Могущество мысли (по терминологии Белинского ), характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и предсказуемости его развития. Писатель отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, тайн, внешних эффектов, за исключением начальных главок, цель которых – заинтересовать “простодушную публику”. Уверенность героев романа в прочности своего положения, невиданный […]...
- Сочинение на тему: Художественное мастерство Булгакова в романе Мастер и Маргарита, Булгаков Художественное мастерство Булгакова Роман “Мастер и Маргарита” Булгаков начал писать в конце 1920-х годов и продолжал работать над ним до конца своей жизни. В сюжете произведения переплетаются два мира: древний Ершалаим и современная Москва. В первом развертывается сюжет о Христе и прокураторе Пилате, а во втором история Мастера и Маргариты. О том времени, в котором […]...
- Свободное время – это прекрасное время Свободное время – это то время, когда человек отдыхает от основного занятия в день, неделю, месяц. Взрослый человек отдыхает от работы, а школьники – от учебы. Каждый сам себе организовывает отдых, который ему по вкусу. Кто-то отдыхает лежа перед телевизором, другой занимается самообразованием, третий путешествует. Но все они отдыхают. А давай те предположим, что у […]...
- Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе “Отцы и дети” В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконичность, сжатость. Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для характеристики главных и второстепенных героев. Например, используя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни своего дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характеризует пустую, бесцельную жизнь Павла […]...
- Определение Что такое Гипербола? Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – сильное преувеличение изображаемого явления. Преувеличение может относиться к характеру героя (скупость Плюшкина), может присутствовать в описании внешности (портрет ребенка-Пантагрюэля в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”), в интерьере (в романе А.С. Пушкина у Онегина “щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов”). Прием гиперболы часто использовали Н.В. Гоголь, Ф.М. […]...