Композиция Определение
С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция – это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде всего, по-разному могут быть расположены события самого сюжета.
Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности (“Ионыч” А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория Павла и Николая Петровича в “Отцах и детях” И.С.Тургенева); наконец, последовательность событий может
Лермонтова, расположены не в том порядке, в каком реально могли происходить описанные в них события). Существенным для композиции является и то, кто рассказывает о происшедших событиях: в том же романе М.Ю. Лермонтова повествование о Печорине сначала ведет простоватый, но наблюдательный Максим Максимыч, потом – “автор”, публикующий дневник Печорина, и, наконец, сам Печорин.
Это позволяет постепенно раскрыть всю глубину характера Печорина, идя от внешнего к внутреннему.
Однако понятие композиции шире, чем понятие сюжета.
- Что такое КОМПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами. Так, в стихотворении Лермонтова “Как часто, пестрою толпою окружен…” основу композиции составляет противопоставление (см. Антитеза) между бездушным светом и воспоминаниями лирического героя о “дивном царстве”, в романе Толстого “Война и мир” – противоречие между ложным и истинным, […]...
- План сочинения – Композиция романа Лермонтова “Герой нашего времени” Композиция романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” I. Вступление Общее понятие о композиции: это состав и расположение частей художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Композиция романа Лермонтова достаточно сложна. Это проявляется и в нарушении хронологической последовательности повестей, и в отсутствии между ними сюжетной связи, и в смене повествователей: а) роман Лермонтова состоит […]...
- Что такое композиция? Определение Композиция (лат. сотропеrе – складывать, строить) – построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в литературном произведении. Композиция скрепляет все элементы произведения, подчиняя их авторской идее . Составные элементы композиции: персонажи, происходящие события, художественные детали, монологи и диалоги, портреты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие […]...
- Что такое композиция и архитектоника в литературе? Что такое композиция? Вопрос о композиции в литературоведении всегда актуален, поскольку с течением времени и в результате изменения основных научных тенденций в построении художественного произведения, ученые постоянно переосмысливают старые научные постулаты. Вообще, рабочее определение понятия “композиция” выглядит примерно так: построение литературного произведения независимо от его рода. Композиция может объединять такие составные смысловые части произведения, как […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Первый вариант) (План) История создания романа. (Начало работы – 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. “Бэла” и “Тамань” опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как Роман (сборник повестей). Но в 1840 году “Герой нашего времени” увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа – личность и время.) Первый […]...
- Сюжет и композиция романа “Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю Тема романа Лермонтова “Герой нашего времени” (1840) – изображение общественной ситуации 30 – 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть “межвременьем”, потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока еще не сформировало новых […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...
- Композиция произведения Композиция произведения – построение художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определенной последовательности. Композиция обусловлена содержанием и жанром произведения. Композиция может быть простой, линейной, когда отдельные эпизоды нанизываются, следуют один за другим и связаны с главным героем. Примером может служить композиция поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. […]...
- Сюжет и конфликт Определение Система средств и приемов, с помощью которых воплощается содержание, называется художественной формой. Следует учесть, что между содержанием и формой невозможно провести абсолютную границу, некоторые элементы произведения носят двойственный – формально-содержательный – характер. Таков, например, сюжет – последовательность, система событий и действий героев художественного произведения. Сюжет занимает одно из важнейших мест в произведении, особенно эпическом и […]...
- Роды литературы: Эпос, Драма, Лирика. Определение Все произведения объединяются в несколько больших групп по сходству основных признаков. Такие большие группы называются литературными родами. Существуют три основных литературных рода: эпос, лирика и драма. Эпос представляет собой повествование об объективном, внешнем мире, он рассказывает о тех или иных событиях, происшедших в жизни людей, а также о самих людях, чьи характеры воплощены в художественных образах. […]...
- Сюжет произведения Сюжет произведения 1. Развитие событий в художественном произведении. Выделяют такие основные элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям действительности. Большие художественные произведения отличаются многосюжетностью. Элементы сюжета – экспозиция, завязка и т. д. – встречаются далеко не всегда и не […]...
- Что такое Эпос? Определение Эпос (греч. epos – слово, повествование, рассказ) – повествовательный род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой. В центре внимания эпического сюжета – жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события, в которых он участвовал. Характерные черты эпоса – изображение уже происшедших событий, максимальная свобода автора в освоении художественного времени и пространства, наличие широкого спектра […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Жанр и композиция Анализ по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) “Герой нашего времени” – первый русский реалистический психологический роман в прозе. В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” Вот раскрыть эту-то “историю души человеческой” и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание особенно обращено на […]...
- Художественное пространство определение Художественное пространство – пространственные границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие; важнейшая композиционная составляющая. Понятие “художественного пространства” неразрывно связано с понятием “художественного времени”. Для обозначения связи между этими понятиями М. Бахтин ввел понятие “хронотопа”, определяющего, по мысли исследователя, все жанровые разновидности произведений. Особенностью хронотопа является сгущение, уплотнение времени, воплощение его в […]...
- Сочинение на тему: Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” имеет довольно интересное строение. Он состоит из двух больших частей. В одной действие ведется от лица автора произведения, который рассказывает о своей встрече с человеком, знавшим Печорина, Максимом Максимовичем. Он повествует о жизни главного героя со слов его старого знакомого. Во второй […]...
- Сюжет и композиция в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова – первый русский психологический роман. Как указывает сам автор в предисловии к “Журналу Печорина”, цель этого произведения – изобразить “историю души человеческой”. Лермонтов стремится наиболее полно раскрыть сложный и противоречивый образ Печорина, и этой задаче подчинены все художественные средства, используемые автором при написании романа. Первое, на что обращает внимание […]...
- Сюжет, композиция и конфликт в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно… М. Ю. Лермонтов Значительность поставленных вопросов, яркость и типичность характера главного героя, знаменующего собой целую эпоху русской жизни, высокие художественные достоинства делают роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” одним из […]...
- Композиция романа “Герой нашего времени” Лермонтова “Герой нашего времени”, несомненно, стоит особняком в длинном ряду традиционных романов. При первом же взгляде на него читатель начинает сомневаться: действительно ли произведение относится к этому жанру? Эти сомнения нельзя разрешить однозначно. Лермонтов создавал свой роман по прочтении многих европейских романов, так что форму и некоторые сюжетные моменты автор отчасти заимствовал у них. Так, для […]...
- Вставные эпизоды определение Вставные эпизоды – эпизоды, раскрывающие события, не связанные непосредственно с сюжетом произведения; они используются автором для иллюстрирования идейного замысла произведения, также могут задерживать ход сюжетного действия. Вставные эпизоды могут быть даны в виде снов персонажей, писем и т.д. В этом случае они выступают как средство характеристики героя, как отражение движений его душевной жизни, как художественное […]...
- Эпиграф Определение Эпиграф (греч. epigrafe – надпись, заглавие) – обычно цитата из художественного произведения другого автора или фольклора, канонизированных религиозных текстов (Евангелия и т.д.), выражающая основную мысль произведения или вводящая читателя в эмоциональную атмосферу произведения. Эпиграф может предшествовать как всему произведению в целом (следует после заглавия), так и отдельным главам. Так, эпиграфом к повести “Капитанская дочка” служит […]...
- Фабула: определение (О литературе) Фабула (отлат. fabula – история, рассказ) – причинно-временное, последовательное изложение событий, описанных в художественном тексте так, “как если бы они происходили в жизни”. Хронологическая последовательность при этом очень важна, поскольку она транслирует в художественный текст, с одной стороны, и в воспринимающее читательское сознание, с другой стороны, жизненную логику, причинно-следственную связь событий или обстоятельств, их взаимообусловленность. […]...
- Определение “Идея” произведения Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. […]...
- Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (Второй вариант) “Герой нашего времени” – это одна из величайших драгоценностей русской литературы. Для русских писателей это произведение всегда было школой творческого мастерства. Читатели знакомились с романом постепенно. В процессе создания произведения Лермонтов публиковал Роман частями в журнале. Сначала в “Отечественных записках” была напечатана повесть “Бэла”, а затем – “Фаталист” и “Тамань”. Вскоре роман издается целиком, и […]...
- Цель нарушения хронологического порядка по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) Произведение М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” имеет множество черт, которые отличают его от ряда других произведений. Главной отличительной особенностью романа является нарушение хронологической последовательности глав. Читатель узнает о смерти главного героя до развития главных событий. Главной задачей Лермонтова было показать личность Печорина, поэтому он нарушает хронологическую последовательность глав и ведет повествование от лица разных […]...
- Конфликт Определение Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, удар, борьба, бой) – острое столкновение, противоборство, противоречие, возникающее между персонажами, либо героем и обстоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Теория конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Этапы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определяют все развитие сюжета и построение произведения. Конфликт является ядром темы, […]...
- Жанр и композиция “Герой нашего времени” Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет отдельное издание романа, на который живо откликнулась критика тех лет. Многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного […]...
- Что такое СЮЖЕТ СЮЖЕТ – система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. Движение сюжета определяется конфликтом и происходит, как правило, через взаимодействие персонажей. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова “Ионыч” сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора […]...
- Жанр и композиция “Героя нашего времени” Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет отдельное издание романа, на который живо откликнулась критика тех лет. Многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного […]...
- Авторские отступления и Вставные эпизоды Определение Помимо сюжетных эпизодов композиция включает в себя также внесюжетные элементы. К главным из них относятся авторские отступления и вставные эпизоды. В авторских (иначе – лирических) отступлениях автор высказывает свои мысли и чувства по поводу самых разных явлений жизни, часто даже не имеющих никакой связи с событиями сюжета. Так, в “Евгении Онегине” автор, отвлекаясь от сюжета, […]...
- Элементы сюжета, Определение Движение сюжетного действия возможно благодаря развитию конфликта. В зависимости от того, какую ступень в этом развитии проходит конфликт, различают так называемые элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог. Экспозиция знакомит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. Завязка – это возникновение или обнаружение конфликта. Развитием действия называется этап движения сюжета […]...
- Сюжет и композиция поэмы Мцыри Михаил Юрьевич написал поэму в 1839 году. Она стала вершиной русской классики. Создавая ее, он взял за основу поэмы Байрона, но смог внести и свои особенности. “Мцыри” обрисовывает обычного героя романтической поэмы. А вот композиция и сюжет имеют свои особенности. Произведение разделено на две части, которые неравны между собой. В первую часть входят две первых […]...
- Урок для 6 класса по теме: “Композиция как универсальный принцип в искусстве” Тема: ” Композиция как универсальный принцип в искусстве” 6 класс Учитель изобразительного искусства МОУ “Гимназия № 87” Яковлева Марина Николаевна Г. Саратов – 2015 г. Тема урока: “Композиция как универсальный принцип в искусстве””. Цель урока: Формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов. Задачи урока: […]...
- Творческая история и композиция романа Герой нашего времени Роман “Герой нашего времени” имеет интересную творческую историю. В черновиках романа можно наткнуться то на Жоржа, то на Георгия Печорина, постояльца петербургских балов, которому все пророчат Кавказ (то есть ссылки на войну, на верную гибель). Зато в окончательной его редакции нет никакой петербургской сцены. Столица лишь упоминается, а Печорин бежит из нее, и скорее всего, […]...
- Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова < p>1. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. 2. Образ героя 30-х гг. XIX в. 3. Композиция романа “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии личности Печорина. 4. “Лишние люди” в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 5. Печорин и Грушницкий. 6. Женские образы в романе […]...
- Определение Идея Идея (греч. idea – понятие, представление) – главная обобщающая мысль художественного произведения, выражение авторской тенденции в раскрытии той или иной темы. Например, основная идея “Слова о полку Игореве” – идея объединения Руси перед нашествием вражеских полчищ. Свойства идеи: субъективность и образность (идея пронизывает художественные образы), соответствие всей художественной логике произведения [76]. Идея находит свое отражение […]...
- Композиция романа “Герой нашего времени” Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов в романе “Герой нашего времени” создает портрет типичного представителя 30-40-х годов XIX века. Печорин, по признанию автора, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Его […]...
- Композиция романа Александра Пушкина “Евгений Онегин” Роман Пушкина “Евгений Онегин” издавался отдельными главами на протяжении нескольких лет. Некоторые критики, видимо, поэтому воспринимали роман как “набор пестрых глав” и считали этот пестрый характер повествования художественным недостатком, говорили об отсутствии цельности в романе. Но Пушкин и сам говорил об особенностях своего произведения: И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно […]...
- Жанр и композиция поэмы “Василий Теркин” А. Т. Твардовского Поэма состоит из 30 глав, каждая из которых достаточно автономна и в то же время все они тесно связаны между собой. Об особенностях такой композиции писал сам автор: “Первое, что я принял за принцип композиции и сюжета, – это стремление к известной законченности каждой отдельной части, а внутри главы – каждого периода, даже строфы. Я […]...
- Определение Проблема Проблема (в переводе с древнегреч. – задача, задание) – острый, сложный вопрос, поставленный автором в художественном произведении. Понятие “проблема” более узкое понятие, чем понятие “тема”. Так, одна и та же тема может включать в себя комплекс проблем. Иногда проблема может носить неразрешимый характер (проблема безнадежной любви – “Гранатовый браслет” А.И. Куприна). Совокупность наиболее значимых, доминирующих […]...