Художественное время и пространство в романе “Обломов” И. А. Гончарова
Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но также важным средством в художественном освоении мира. Обращение к пространственно-временной организации романа поможет лучше разобраться в идейно-художественной структуре “Обломова”.
В первой части действие происходит, как вычислили ученые на основании ряда исторических событий, упоминаемых в романе, 1 мая 1843 г. и продолжается вся первая часть всего лишь несколько часов: с утра и, примерно, до половины пятого дня. Все это время Обломов то лежит, то
Значительно ускоряется движение времени во второй и третьей частях, где под влиянием Ольги происходит пробуждение героя. Время действия здесь – несколько месяцев (до поздней осени 1843 г.). И, наконец, четвертая часть.
На Выборгской стороне Обломов провел восемь долгих лет – до 1851 г. Казалось бы, время как будто движется быстрее: то целая часть охватывала всего лишь несколько часов, потом две части вместили в себя насколько месяцев, а тут – целых восемь лет. Но по сути время в последней части фактически останавливается. Сколько именно
Прожил он там восемь лет или восемнадцать, от этого ровно никаких изменений не произошло бы.
Создается впечатление, что время вообще хочет вернуться вспять. Ведь идеал Обломова тоже в прошлом, но отнюдь не в будущем. “Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре…” Вот и осуществилась его мечта об утраченном рае… А упоминание о незаработанном хлебе особенно показательно и красноречиво.
Правда, и здесь время от времени жизнь “трогает”. Ну, что ж, в таком случае нужно спрятаться от нее, стать незаметным, забиться в такую узкую, маленькую щелочку, чтобы никто не заметил, не тронул, не потревожил.
Вспомните первую часть романа.
Как характерно желание Обломова занять как можно меньше места, спрятаться в свой халат, как в футляр, отгородиться от жизни, ее шума, тревог и запросов. Положение меняется во второй и третьей частях: под влиянием Штольца, а затем и Ольги сфера действия и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. В четвертой же части пространство героя снова становится предельно узким. Сонный покой опять обволакивает Обломова, “настоящее и прошлое слилось и перемешалось”.
Он “наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился”.
И в самом деле, на Выборгской стороне его окружает все то же, что так привычно ему было с детства: покой, бездействие, культ еды. По существу, мы имеем дело с тем же “сонным царством”, которое так выразительно было изображено Гончаровым в знаменитом “Сне Обломова”. Достаточно вспомнить разговоры в доме Пшеницыной о том, что англичане кому-то ружья продали – то ли в Испанию, то ли в Индию и что неведомо какой посланник был недоволен, и что война будет с турецким пашой…
И во всех этих разговорах принимает участие тот самый Илья Обломов, который некогда двум сестричкам Гете и Байрона читал, готовился к какому-то великому поприщу, хотел стать знаменитым мыслителем или художником… (Бывший романтик “пил, ел, скучал, толстел, хирел…”)
Судьба Ильи Ильича Обломова заставляет задумываться над сложнейшими вопросами о свободе воли и необходимости (жить как нужно или как хочу?), о том, где пределы допустимого насилия над человеческой личностью (даже с предположительной установкой “во благо”). Подробный и неторопливый рассказ Гончарова будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу и замечательную лермонтовскую мысль (из “Героя нашего времени”), ставшую бесценной традицией русской литературы: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”.
Время от времени мы вынуждены признавать, что Роман Гончарова дает ответы не на все поставленные вопросы. Что поделаешь! Давно уже замечено, что и вся русская литература в значительно большей степени есть литература вопросов, а не ответов. Согласитесь: язык допускает словосочетание “вечные вопросы”, но невозможно сказать: “вечные ответы”.
Их просто нет.
Обломов вошел в наше сознание не только как литературный, но и как общественно-психологический тип. В нем содержатся важные уроки и предостережения, адресованные и современникам, и последующим поколениям. Драматическая судьба героя, его горькие размышления о человеческой судьбе и назначении, о собственной его жизни, прожитой бесполезно и бесплодно, вечные вопросы о смысле жизни, о необходимости нравственного выбора – все эти проблемы актуальны и сегодня.