Тема Времени. Материалы к выпускному сочинению
Художественное время и пространство иногда называют хронотоп, от двух слов греческого языка “хронос” – время и “топос” – место. Хронотоп в современном литературоведении чаще всего понимают, как пространственно-временную модель конкретного произведении.
ОБРАЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ
Биографическое: детство, юность, зрелость, старость. “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Л. Н. Толстого..
Историческое:Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества. Отцы и дети”
Космическое:Представление о вечности и вселенской истории. “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова..
Календарное:Смена времени года, будней и праздников. Русские народные сказки; И. С. Шмелев “Лето господне”..
Суточное:День и ночь, утро и вечер. Рассказ “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына..
Встречается в лирике и полное отсутствие значимого образа времени, как, например, в стихотворениях М. Ю. Лермонтова “И скучно и грустно” или Ф. И. Тютчева “Волна и дума” – временную координату таких произведений можно определить словом “всегда”.
ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ
Линейное:соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы. “Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю.” А. С. Пушкина..
Циклическое:события повторяются, происходят в течение циклов – суточного, годового и т. д. Поэма “Труды и дни” Гесиода”..
Замкнутое: ограниченное сюжетными рамками. Рассказ “Муму” И. С. Тургенева..
Открытое: включенное в конкретную историческую эпоху. Роман-эпопея “Война и мир” Л. Н. Толстого..
- ОБРАЗ ДОРОГИ ПУТИ. . Материалы к выпускному сочинению Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги пути. . По словам А. Блока, ” первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги”. Дорога – это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в […]...
- Материалы к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Подготовительные вопросы к сочинению: Каковы характерные черты Печорина как героя последекабристской эпохи? В чем трагедия Печорина? Какие беды он приносит окружающим и почему? Чем Печорин отличается от Онегина? В чем состоит литературное новаторство Лермонтова? Печорин – типичный молодой дворянин 30-х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались передовые вольнолюбивые […]...
- Готовимся к выпускному сочинению… с пятого класса Вопрос об анализе лирического произведения – один из тех профессиональных вопросов, которые мы наиболее часто обсуждаем с коллегами. Никто не будет спорить, что разговор о поэзии – очень сложная работа, требующая от учителя серьезной литературоведческой, методической, психологической подготовки. Как сделать зримой, слышимой, ощутимой нематериальную “материю стиха”? Как, с другой стороны, не “засушить”, а сделать эту […]...
- Материалы к сочинению в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Подготовительные вопросы к сочинению: Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии “Ревизор”? Какими великий сатирик изобразил чиновников? Кто является жертвой злоупотреблений чиновников? Что смешно, а что грустно в комедии Гоголя? Почему чиновники верят Хлестакову? Широта художественного обобщения позволяет увидеть в комедии сатиру на всю государственную бюрократическую систему царской России. Автор бичует в ней взяточников, казнокрадов, […]...
- Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети” Подготовительные вопросы к сочинению Кто является основными участниками конфликта в романе? Каковы внешние различия между Базаровым и П. П. Кирсановым? Какие черты характера их объединяют, и что разделяет? В чем трагедия Базарова и Кирсановых? Является ли Базаров “героем своего времени”? Как относится автор к своему герою? Ответы И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и […]...
- Материалы к сочинению по роману Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Известно 6 редакций произведения. Первую из них, как свидетельствуют литературоведы, автор сжег. Сначала писатель хотел написать роман о дьяволе со вставной новеллой о Христе и Пилате. Изменялись и варианты названий романа: “Большой канцлер”, “Сатана”, “Вот и я”, “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Сын В…”, “Гастроли Воланда” и др. В 1931 -1932 годах в […]...
- Материалы для подготовки к сочинению по творчеству Тютчева и Фета Подготовительные вопросы к сочинению: Каковы основные темы лирики Тютчева и Фета? Почему оба поэта отказывались затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы? Как отразилась жизненная трагедия обоих поэтов в их любовной лирике? Каковы основные отличия поэзии Тютчева от лирики Фета? Какую роль сыграла поэзия “чистых лириков” в истории русской литературы? Основными темами творчества Тютчева и Фета […]...
- Методические материалы для написания сочинения по направлению Путь Наверное, каждый из нас, находясь в полной тишине, читал книгу у горящего камина. И, думаю, всем знакомо то чувство, когда, оставшись наедине с произведением великого писателя, ты получал огромное удовлетворение. Именно в этот момент тебя интересовало все: развитие сюжета, поведение героев, концовка произведения. Но самое главное – это то, что каждая страница, каждая строчка, каждое […]...
- Готовимся к сочинению эффективно Часто в своей практике, готовя материалы для экзамена или зачета, я замечала, что многим ребятам психологически легче готовиться к небольшому количеству вопросов, объединенных в тематические блоки. Объем содержания остается тем же, но, перераспределенный, перестает пугать учеников. В нынешних условиях (непривычно доверительное со стороны Министерства отношение настораживает учителя, привыкшего ждать подвоха) пугают и простейшие арифметические подсчеты. […]...
- Анализ художественного пространства и времени Анализ художественного пространства и времени Ни одно художественное произведение не существует в пространственно-временном вакууме. В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать, что художественное время и пространство – это не абстракции и даже не физические категории, хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос, что же такое время и пространство. […]...
- Каковы особенности художественного времени и пространства в романе “Тихий Дон”? Каковы особенности художественного времени и пространства в романе “Тихий Дон”? Особенность хронотопа романа – в точной определенности действия во времени и пространстве. Основные события произведения занимают 10 лет – с мая 1912 по март 1922 г. – и разворачиваются почти целиком в хронологическом порядке. В третьей главе первой части мы узнаем, что “из хутора в […]...
- Материалы к урокам по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Семинар по поэзии Ф. И. Тютчева К семинару Учащиеся читают стихотворения “Весенняя гроза”, “Silentium!”, “Фонтан”, “Не то, что мните вы, природа…”, “Святая ночь на небосклон взошла…”, “Два голоса”, “Умом Россию не понять…”, “Нам не дано предугадать…”, “К. Б.” (“Я встретил вас – и все былое…”), “Цицерон”, “Осенний вечер”, “Тени сизые смесились…”, “День и ночь”, “Слезы […]...
- Материалы для написания сочинения Год литературы в России Знаменательные даты бывают не только у авторов книг. В отечественной и мировой литературе есть много произведений, признанных шедеврами. Книги-юбиляры 2015-2016 учебного года стоят того, чтобы о них вспомнили и отметили их первый выход в свет. Рассказывая об одной из них, можно написать прекрасное сочинение по направлению “Год литературы в России”. Книги-юбиляры 2015 года Произведения, опубликованные […]...
- К итоговому сочинению по направлению “Год литературы” В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн и пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы. Н. А. Заболоцкий о “Слове о полку Игореве”.. Это – прекрасный благоуханный цветок славянской народной поэзии, достойный внимания памяти и уважения. В. Г. Белинский.. Материалы к сочинению […]...
- Материалы к урокам по изучению поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”. 10-й класс Личность писателя. Мир гоголевского слова Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нем (попутно предложив ученикам подумать над вопросом: Почему современники Гоголя часто давали ему совершенно противоположные […]...
- И. Ф. Анненский. Материалы и исследования В один из дней, когда шла работа над этой рецензией, гостем телепередачи “Школа злословия” стал известный деятель современного поэтического движения. В диалоге возникло и имя Иннокентия Анненского и даже состоялось оживленное обсуждение, реализовался ли автор “Тихих песен” как творческая личность или все же нет. Подробности позиций оппонентов здесь не так важны, любопытно, что сам по […]...
- Общие требования к сочинению Что необходимо знать, чтобы написать хорошее сочинение? Так что же необходимо знать, чтобы написать хорошее, воодушевленное сочинение? Итак, вскрыты конверты с темами экзаменационного сочинения, темы объявлены. Минуты напряженности, страха, растерянности прошли. Пока темы сочинений записываются на доске, успокойтесь и сосредоточьтесь. Идеально, если вы сразу определились с выбором темы: вам нравится автор или какое-то конкретное произведение; […]...
- От анализа текста – к сочинению Готовь сани летом, а материалы к экзамену – осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного года цикл из десяти занятий по подготовке к ЕГЭ (а точнее, к сочинению в части С), разработанный нашим давним автором, Нелли Михайловной Пащук. Читатели помнят ее яркие и интересные материалы, комплексные консультации […]...
- Сочинение на тему: Тема времени в пьесе А. П. Чехова “Три сестры” Все мы знаем, что если во время спектакля на стене висит ружье – рано или поздно оно выстрелит. Законы драматического жанра часто попираются самими же драматургами. Пьеса “Три сестры” рассказывает читателю и зрителю о том, что символическое “ружье” далеко не всегда способно выстрелить – хотя это, казалось бы, предусмотрено сюжетом. Центральные герои пьесы принимают участие […]...
- Планы-“вопросники” к сочинению в 10-м классе Не секрет, что в настоящее время при обилии самых разнообразных изданий “Готовых сочинений” и “Кратких содержаний произведений школьной программы” учащиеся знают о многих шедеврах русской литературы лишь понаслышке. Вместе с тем, к сожалению, реальная картина такова, что не каждый ученик 10-го класса в состоянии прочитать все, что предполагается школьной программой, и самостоятельно написать сочинение. Порой […]...
- Определение Тема. Содержание художественного произведения Содержание художественного произведения Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет художественного изображения, круг событий и явлений действительности в их “значимом” аспекте: “не то, что непосредственно изображено (сюжет) в произведении, а то, что сюжет “значит”, что он выражает”. Тема во многом определяет составные элементы художественного произведения – сюжет, образный строй, язык. […]...
- Тема времени в романе “Обломов” < p>Одна из основных тем книги “Обломов” – это вопросы времени. Время в романе течет у разных героев и персонажей по-разному. Удивительно, но это на самом деле происходит так. Ведь персонажи книги очень по-разному относятся ко времени < p>Главный герой Илья Ильич Обломов не любит спешки. Необходимость что-то сделать сообразно часам или же поторопиться для […]...
- Материалы к изучению творчества Михаила Зощенко ЗАДАНИЕ 1 Прочитайте рассказ М. М. Зощенко “Обезьяний язык”. Подготовьте связный ответ “Роль “нового языка” в рассказе Зощенко”, опираясь на следующие вопросы и задания. – Какова стилистическая окраска слов кворум, вышедши, перманентно, завсегда, президиум? Как характеризует говорящих смешение в их речи лексики разных стилистических пластов? – Познакомьтесь с информацией о лексической сочетаемости слов: “Лексическая сочетаемость […]...
- Рекомендации к сочинению по рассказу Астафьева “Пролетный гусь” В аналитической части рецензии обращается внимание на идею рассказа. Характеры героев рассматриваются в их противопоставлении (Данила – Владимир Федорович; Марина – Нелли Сергеевна), при этом выделяются почти все основные приемы, используемые писателем для создания образов: портрет героя; описание реалий его быта; изображение внутреннего мира персонажа, его мыслей, чувств; описание действий и поступков героя; характеристика его […]...
- Материалы для изучение поэмы Вен. Ерофеева “Москва – Петушки” Как и тема, реалии, так и способ повествования в поэме специфически национальные: это сказ. Классический сказ, как известно, создает образ рассказчика демократического, из низов, “это человек не литературный”, по словам Бахтина, “в большинстве случаев принадлежит к низшим социальным слоям, к народу”. Сказ бывает двух видов: однонаправленный и двунаправленный, т. е. точки зрения рассказчика и автора […]...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи и ее “пороков”, собирательный образ которых представлен в лице главного героя – Григория Александровича Печорина. Переходя непосредственно к теме судьбы в романе, считаю необходимым хотя […]...
- Материалы для проверочных работ и викторин к роману Гончарова “Обломов” Перед изучением нового литературного произведения советую коллегам проводить проверочные работы, напоминающие викторину. Обычно вопросы викторины касаются знания текста произведений, они позволяют обращать внимание детей на очень важные детали при чтении (портрет героя, интерьер, новую лексику). Ребята быстро привыкают к такого типа заданиям и, начиная читать новое произведение, уже невольно вглядываются в детали, про которые их […]...
- Тема времени в пьесе А. П. Чехова “Три сестры” “Жизнь тяжела. Она представляется многим из нас глухой и безнадежной, но все же, надо сознаться, она становится все яснее и легче, и, по-видимому, недалеко то время, когда она станет совсем светлой. (Смотрит на часы). Пора мне, пора! Прежде человечество было занято войнами, заполняя все свое существование походами, набегами, победами, теперь же все это отжило, оставив […]...
- Тема романа “Герой нашего времени” План Лермонтов о судьбах своего поколения. Пора николаевского безвременья. “Лишний человек” Печорин. Психологизм романа. Лермонтов о судьбах своего поколения. О судьбе своего поколения Лермонтов начинает размышлять очень рано, уже в пятнадцатилетнем возрасте осознает безысходность жизненного пути своего поколения и говорит об этом в стихотворении “Монолог”. Через 10 лет создает друг за другом “Думу” и “Героя […]...
- Тема. Женские персонажи романа “Герой нашего времени” Цель : продолжить детальное изучение романа М. Лермонтова “Герой нашего времени”; раскрыть конфликт Печорина с окружающей средой; показать разнообразие женских образов произведения; учить отличать в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев, делать обобщения; развивать критическое мышление, гуманизм и толерантное отношение к окружающим. Тип урока: урок анализа эпического произведения. ХОД УРОКА I. Мотивация учебной деятельности […]...
- Материалы к написанию сочинения Человек и природа По рассказу Николая Почивалина “На природе” Ход урока. I. Чтение текста у учеников распечатки рассказа. II. Беседа по прочитанному. – Направление “Человек и природа” предполагает размышление над эстетическим, экологическим или социальным аспектом этой проблемы. Какой аспект взаимоотношений человека и природы является главным в рассказе Н. Почивалина “На природе”? – Обозначьте экологические проблемы, которые поднимает автор. – Рассказ “На природе” входит в […]...
- Тема судьбы в романе “Герой нашего времени” План Понимание темы судьбы Печориным Повесть “Фаталист” как проблема божественности темы судьбы Понимание роли судьбы героями романа Тема судьбы в романе ” Герой нашего времени ” является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью “Фаталист”. И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов […]...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: Печорин и Вулич Даже последняя гибельная дуэль Лермонтова кажется случайностью и ребячеством, неожиданно трагическим следствием обычной в юнкерской среде школярской шалости. Но все мы вослед за замечательной, героической бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой любим трудного гениального ребенка российской словесности, с детских лет приросли к нему болеющей, неравнодушной душой. Ибо видим, как юный поэт одинок, несчастлив и беззащитен, что он […]...
- Сочинение: Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Для понимания характера главного персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” Печорина важное значение имеет тема судьбы. Сначала читатель знакомится с этим персонажем по рассказу Максима Максимыча (повесть “Бэла”). Затем мы видим его глазами странствующего офицера (повесть “Максим Максимыч”.) И наконец, когда в руки этого офицера попадает “Журнал Печорина”, читатель может получить представление об […]...
- Тема рока, фатума в романе Лермонтова “Герой Нашего Времени” Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени. “Фаталист” до сих пор остается самой […]...
- Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Русская литература 1-й половины XIX века Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) М. Ю. Лермонтов писал роман “Герой нашего времени” с 1837 по 1840 годы. Это было “смутное время” для русского общества. Совсем недавно утихли взрывные страсти декабрьского восстания 1825 года, произошла смена власти, в стране началась […]...
- Сочинение К сочинению об орфографии Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью соглас мнением Ильи. Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но […]...
- Александр Куприн: материалы из хрестоматии для школьников Он “так влюблен в земную заманчивую красоту, что готов боготворить каждый ее осколочек, каждую пылинку”. Эти слова из романа Куприна “Юнкера” можно поставить эпиграфом к рассказу о жизни и творчестве писателя. Ненасытность к жизни, страсть ко всему прекрасному – вот что отличало личность этого большого художника. Родился писатель в Пензенской губернии. Отец – мировой судья, […]...
- Вопросы и ответы к сочинению М. Ю. Лермонтова “Панорама Москвы” Составьте краткий план “Панорамы Москвы” Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. “Гимн колоколов” московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, “мелкая, широкая, грязная Москва-река”). Вид Москвы к югу – долина, усыпанная домами […]...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (на примере повести “Фаталист”) Известно, что сюжет “Фаталиста” был подсказан Лермонтову действительным происшествием. Его добрый знакомый кавказский помещик Аким Акимыч Хастатов (не его ли чертами наделен Максим Максимыч в одноименной повести “Героя нашего времени”?) поведал поэту о своем не слишком приятном приключении. Однажды Хастатов чуть не был зарублен пьяными казаками в станице Червленой. Лермонтов подобное приключение, но с гораздо […]...