Времена пересмотра всей работы театров

Негативную значимость в формировании драмы сыграть роль направленность к бесконфликтности, нацеливавшая художников на облегченный подход к решению сложных проблем. Шаблон и заданность диктовали нередко движение интриги: самоуверенный, зазнавшийся руководитель (председатель исполкома, директор завода и т. п.), осознающий свои ошибки к финалу пьесы, непременный подхалим, терпящий вместе со своим начальником крах, и торжествующий положительный герой. Собственно по подобному виду основывались пьесы, определявшие репертуар театра ранних времен.

Постановление

ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. “О репертуаре драматических театров и гранях по его совершенствованию” предусматривало пересмотр всей работы театров с целью приближения его к насущным задачам современности. Остро встал вопрос о повышении художественного мастерства создаваемых пьес и их идецной направленности.

Тенденции и веяния, характерные для литературы 40-х годов, коснулись и произведений на историческую тему (смещение акцентов особенно сказывалось на трактовке образов государственных деятелей). Среди многочисленных историко-биографических пьес тогдашняя критика выделила

пьесу А. Довженко “Жизнь в цвету” (1947) о Мичурине и И. Попова “Семья” (1949), посвященную семье Ульяновых; ею отмечалось, что особенно удачным получился образ Марии Александровны, матери Ленина. Пьеса эта заняла почетное место в советской драматургической Лениниане.

Драматурги стремятся охватить разные стороны жизни: промышленное производство, положение дел в сельском хозяйстве, современную науку и историческое прошлое страны. Однако “производственная” тематика, понятая, как правило, в узкопрофессиональном аспекте, оттесняет на второй план проблемы моральные и духовные. Анализ социальных противоречий нередко подменяется иллюстрацией определенного тезиса с патетическими монологами и непременным благополучным финалом (“Великая сила”, 1946-1947, Б. Ромашова; и др.).

Жизненные трудности в пьесах трансформируются в видимость конфликтов, порой преувеличенных или надуманных.

Серьезные просчеты драматургов стали предметом дискуссий и критики на страницах печати. Тон задала статейка “Правды” “Преодолеть отставание драматургии”, в которой отмечалось отрицательное влияние “теории бесконфликтности” на состояние дел в театральном искусстве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Времена пересмотра всей работы театров