“И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь”(2)

Смерть великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла всю страну. Весть о его гибели от руки иностранца Дантеса быстро распространилась. Это событие сразу всколыхнуло все вокруг. Внезапно все осознали величие гения Пушкина.

И тут же в обществе стали распространяться легенды о верности поэта власти, усиленно создавался образ великого верноподданного.
Но вдруг среди всей этой суеты раздался громкий голос скорби, гнева и правды. Это был голос молодого корнета Михаила Лермонтова, прозвучавший в его стихотворении “Смерть Поэта”. В

нем не было отчаяния.

Убийство Пушкина пробудило жажду протеста, стремление отомстить тем, кто так долго травил и преследовал поэта. Его гибель Лермонтов переживал как великую личную и общественную утрату. Кроме того, он видел в ней не просто смерть отдельного человека, неизбежную для всех: он указывал на несовместимость Александра Сергеевича со всей системой самодержавия. Он говорит в своем стихотворении не о случайной гибели на дуэли, а о преднамеренном убийстве.

И убийцы, по его твердому убеждению, находятся под защитой властей. Именно убийцы, а не убийца, так как Лермонтов обвиняет в преступлении весь

высший свет и требует наказания не только Дантесу, но и всем “соучастникам”. Автор не просто восклицает “Погиб Поэт!”, но и решительно объясняет масштаб всей трагедии.

Пушкина оклеветали, предали позору, вынудили восстать против враждебного, оскорбительного мнения света.
Лермонтов решительно опровергает слухи о преданности Пушкина царю и о благосклонности к нему самих представителей власти, гневно обращаясь к ним с вопросом:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Поэт погиб именно потому, что он, “оклеветанный молвой”, стал “невольником чести”, не смог остаться равнодушным к “мелочным обидам”, решил во что бы то ни стало восстановить справедливость. И слова “клевета”, “позор”, “обида” здесь выражают гневное обвинение, точное определение положения Пушкина в светском обществе. Он должен был отомстить, но его надеждам не суждено было сбыться.

В душном мире завистников, клеветников и лицемеров нет места чистым страстям, верной дружбе, благодарности и справедливости. Автор словно заглядывает в самую глубину сердца великого поэта:
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Гнев удивительным образом сочетается в душе Лермонтова с чувством искренней любви к погибшему гению. Проклиная Дантеса, он срывает с него маску благородного дуэлянта. И вместе с ним он проклинает всех “ловцов счастья и чинов”, тех, кто бежал от гнева народа и поступал на службу к царю.

Его обвинения направлены и на новую знать, на честолюбцев, на всех тех, кто “жадною толпой” стоит у трона. Поэт разоблачает их, раскрывает их истинную сущность, представляет их палачами “Свободы, Гения и Славы”.
Лермонтов создает образ одинокого, но безумно смелого вольнолюбивого поэта. Пушкин, отстаивая свободу человечества в рабской стране, предстает перед нами в своем истинном облике поэта-пророка. “Его свободный смелый дар” был даром всего русского народа. Восставая “против мнений света”, он предвещал неизбежность великих битв и преобразований, борьбы народа за справедливость.

Именно поэтому Лермонтов заканчивает свое стихотворение пророческим предсказанием революции, в которой люди поднимутся и отомстят за своего поэта.
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь! –
эти слова обращены ко всей существовавшей несправедливой системе власти и всем, кто имел к ней отношение. Поэт, не страшась, грозит им справедливым, грозным судом, который видит все их подлые, низкие дела и мысли, который “не доступен звону злата”. И от этого суда нет спасения в злословье и обмане.

Его приговор суров и непременно будет исполнен.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть Поэта” явилось доказательством того, что появился не просто молодой талантливый поэт, а настоящий наследник Пушкина. Он обращается со смелым воззванием И народу: подняться за свою “честь”, “гордость”, “свободу”, “язык и нравы”, за “сердце вольное” и “дивный гений” любимого поэта. Ведь в гении поэта – гений народа.

В этом произведении, исполненном гнева и печали, уже четко слышится мятежный дух его автора, который в дальнейшем усилится и станет главным мотивом всего его творчества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь”(2)