Сочинение по портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина
Илья Ефимович Репин (1844-1930) происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии художник утверждал, что среди его предков были мятежные московские стрельцы. Детство и юность он провел на Украине в городке Чугуеве (на территории современной Харьковской области).
Там же приобрел первые серьезные навыки живописи, которые впоследствии углубил, обучаясь в петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в Академии художеств.
Одной из самых знаменитых полотен Репина является картина “Бурлаки на Волге”,
Актер Григорий Григорьевич Ге (1867-1942), портрет которого был написал Репиным в 1895 г., состоял в родстве с художником Николаем Николаевичем Ге, который приходился ему дядей.
Кроме того, являлся автором нескольких пьес – “Набат”, “Казнь”, “Пляска мертвецов”. Впоследствии, после революции, Г. Г. Ге получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Г. Г. Ге был хорошо знаком с Репиным, часто бывал у художника в гостях. Григорий Григорьевич хорошо разбирался в искусстве, и не только в сценическом. Сохранилось письмо актера к Репину, где речь идет о картине “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.
В этом послании ярко проявилась многогранная одаренность натуры Ге.
Портрет Г. Г. Ге выразителен и экспрессивен, что характерно для творчества Репина. Актер изображен на фоне интерьера, в котором присутствуют достаточно яркие краски. Основным фоном для лица и фигуры Ге служит портьера персикового цвета. Актер непринужденно сидит в большом кресле.
В обивке валиков и подушек варьируют разные оттенки зеленого, присутствует и персиковый цвет, но более яркий, чем портьера. В правой части картины небрежно намечен столик, покрытый пестрой темно-зеленой скатертью. На столике виднеются книги или рукописи, возможно, это тексты ролей.
Художник живо передал на полотне эффектную внешность актера. Добавляет выразительности и поза, в которой изображен Ге: правым локтем он опирается на валик, подпирая ладонью высокий белый лоб, левая рука свободно лежит на столике, фигура расположена по диагонали картины. Пронзительный взгляд Ге устремлен снизу вверх.
Аристократической внешности – тонкие правильные черты лица, изящная кисть руки с длинными пальцами – под стать и щегольской наряд, и модная прическа. На Ге темно-синий сюртук, из-под которого видны белоснежная сорочка и белый шейный платок. Брюки темно-голубого цвета, на сюртуке тускло поблескивает цепочка от часов. Свет падает таким образом, что наиболее выгодно оттеняет красоту лица и руки.
Однако отмечается и некоторая манерность, но это вполне естественно, ведь Репин писал портрет актера, а сценическое искусство – это игра, которая нередко отчасти просачивается и в повседневную жизнь артистов.
Портрет Г. Г. Ге наряду с другими работами Репина впервые экспонировался на выставке, организованной передвижниками, к числу которых одно время примыкал и Репин. Картина вызвала неоднозначный отклик. Так, в газете “Московские новости” высказывался следующий отзыв: “На выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми выделяются как звезды первой величины портреты г. Репина.
Из них занимают первое место портрет г. Ге, не помещенный в каталоге, портрет покойного Т. И. Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и Филиппова сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан углем… Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры”.
Заметка в “Петербургской газете”, напротив, содержала критическую оценку: “Артист кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализированным”.
Самому Репину эта работа, по-видимому, нравилась. В письме к Г. Г. Ге от 4 февраля 1906 г. он упомянул, что ему самому портрет “показался нарядной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи”.
Некоторое время картина оставалась у автора. Затем хранилась в частной коллекции, возможно, в семье Г. Г. Ге. После революции 1917 г., как и многие другие произведения искусства из частных собраний, стала собственностью государства. В 1946 г. Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР передал картину в Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.
Там картина находится и в настоящее время.