Сочинение по портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина



Илья Ефимович Репин (1844-1930) происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии художник утверждал, что среди его предков были мятежные московские стрельцы. Детство и юность он провел на Украине в городке Чугуеве (на территории современ­ной Харьковской области).

Там же приобрел первые серьезные навыки живописи, которые впоследствии углубил, обучаясь в петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в Акаде­мии художеств.

Одной из самых знаменитых полотен Репина явля­ется картина “Бурлаки на Волге”,

ставшая печальным символом непосильного труда и горемычной доли русского народа. Не менее запоминающимися являют­ся и другие работы художника: “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Иван Грозный убивает своего сына”, “Царевна Софья в Новодевичьем мона­стыре”, “Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года” и др. Среди работ Репина немало и портретов известных людей – современни­ков художника.

Актер Григорий Григорьевич Ге (1867-1942), порт­рет которого был написал Репиным в 1895 г., состоял в родстве с художником Николаем Николаевичем Ге, который приходился ему дядей.

На момент созда­ния портрета Г. Г. Ге играл на сцене Александринско­го театра в Петербурге, где приобрел значительную известность. Среди его ролей – Яго в “Отелло”, Клав­дий в “Гамлете”, Иван Грозный в пьесе А. К. Толстого “Смерть Ивана Грозного”.

Кроме того, являлся авто­ром нескольких пьес – “Набат”, “Казнь”, “Пляска мертвецов”. Впоследствии, после революции, Г. Г. Ге получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Г. Г. Ге был хорошо знаком с Репиным, часто бывал у художника в гостях. Григорий Григорьевич хорошо разбирался в искусстве, и не только в сце­ническом. Сохранилось письмо актера к Репину, где речь идет о картине “Запорожцы пишут письмо ту­рецкому султану”.

В этом послании ярко проявилась многогранная одаренность натуры Ге.

Портрет Г. Г. Ге выразителен и экспрессивен, что характерно для творчества Репина. Актер изображен на фоне интерьера, в котором присутствуют достаточ­но яркие краски. Основным фоном для лица и фигуры Ге служит портьера персикового цвета. Актер непри­нужденно сидит в большом кресле.

В обивке валиков и подушек варьируют разные оттенки зеленого, при­сутствует и персиковый цвет, но более яркий, чем портьера. В правой части картины небрежно намечен столик, покрытый пестрой темно-зеленой скатертью. На столике виднеются книги или рукописи, возможно, это тексты ролей.

Художник живо передал на полотне эффектную внешность актера. Добавляет выразительности и поза, в которой изображен Ге: правым локтем он опирает­ся на валик, подпирая ладонью высокий белый лоб, левая рука свободно лежит на столике, фигура распо­ложена по диагонали картины. Пронзительный взгляд Ге устремлен снизу вверх.

Аристократической внешно­сти – тонкие правильные черты лица, изящная кисть руки с длинными пальцами – под стать и щегольской наряд, и модная прическа. На Ге темно-синий сюртук, из-под которого видны белоснежная сорочка и бе­лый шейный платок. Брюки темно-голубого цвета, на сюртуке тускло поблескивает цепочка от часов. Свет падает таким образом, что наиболее выгодно оттеняет красоту лица и руки.

Однако отмечается и некоторая манерность, но это вполне естественно, ведь Репин писал портрет актера, а сценическое искусство – это игра, которая нередко отчасти просачивается и в по­вседневную жизнь артистов.

Портрет Г. Г. Ге наряду с другими работами Репина впервые экспонировался на выставке, организованной передвижниками, к числу которых одно время примы­кал и Репин. Картина вызвала неоднозначный отклик. Так, в газете “Московские новости” высказывался следующий отзыв: “На выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми выделяются как звезды первой величины портреты г. Репина.

Из них занимают первое место портрет г. Ге, не помещен­ный в каталоге, портрет покойного Т. И. Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и Филип­пова сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан углем… Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры”.

Заметка в “Петербургской газете”, напротив, со­держала критическую оценку: “Артист кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализирован­ным”.

Самому Репину эта работа, по-видимому, нрави­лась. В письме к Г. Г. Ге от 4 февраля 1906 г. он упомянул, что ему самому портрет “показался наряд­ной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи”.

Некоторое время картина оставалась у автора. За­тем хранилась в частной коллекции, возможно, в се­мье Г. Г. Ге. После революции 1917 г., как и многие другие произведения искусства из частных собраний, стала собственностью государства. В 1946 г. Комите­та по делам искусств при Совете Министров СССР передал картину в Нижнетагильский художествен­ный музей изобразительных искусств.

Там картина находится и в настоящее время.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина