Некоторые особенности работы над сочинением для 1 класс

Программа для І класса требует научить учеников коллективному, устному и письменному пересказу прослушанного или прочитанного небольшого рассказа по вопросам учителя. Ученики приобретают эти навыки тогда, когда начинается работа над развитием устного языка с приходом детей и с годами постепенно усложняется. Уже в букварный период чтения столбиков слов и текстов букваря надо организовать так, чтобы дети обогащали свой словарь через раскрытие семантики новых слов, сознавали строение предложений, передавали содержание обработанного текста.

На протяжении добукварного и букварного периодов дети учатся выражать свои мысли предложениями, различать границы предложений, которые написаны без точек и прописных букв, составлять ответы на вопрос к прочитанному, выбирать из текста предложения, которые являются ответом на вопрос, воссоздавать содержание прочитанного и т. п. Такая работа по развитию устного и письменного языка подготавливает учеников к письменным учебным пересказам, которые пишутся под конец первого полугодия.

На начальном этапе внедрения письменных пересказов для них подбираются простейшие тексты. Важно, чтобы дети читали рассказ,

пересказывали его по вопросам и без вопросов учителя, усваивали построение предложений и запоминали правописание многих слов. Текст для пересказа, если его нет в книжках, записывается на доске.

Предлагаем отдельные виды работ над пересказом в І классе по принципу постепенного усложнения.

Пример для краткого изложения: Умелые руки.

Тимка посещает кружок “Умелые руки”. Он сделал самолет и катер. Самолет подарил маленькому братцу. Катер отнес в школу.

Учительница похвалила мальчика за работу.

Первая степень сложности. Выясняются непонятные слова (катер), потом дети читают текст по предложениям, указывают, о ком и о чем говорится в каждом предложении. Перечитывают еще раз, рассказывают, а потом написанный на доске текст стирают.

Вместо него на переносной доске учитель открывает написанные вопросы: Кто посещает кружок? Что он делает? Кому подарен самолет?

Куда отнес Тимка катер? Кто похвалил мальчика и за что?

Дети должны понять, как строится ответ: надо опустить вопросительное слово, повторить слова вопроса, прибавить одно слово по смыслу текста. Несколько учеников повторяют ответы на вопрос, потом их повторяют хором (иногда последнее опускается). Сложные относительно правописания слова (катер, маленькому, учительница, братец) ученики запоминают.

Иногда делают звукобуквенный или составной анализ этих и других слов, учитывая при этом однокоренные слова. Сложные для написания слова учитель записывает на доске (если такие слова анализируются, то записывать их необязательно). Учитель говорит, что каждое предложение надо начинать писать с прописной буквы, что в конце его всегда ставится точка, обращает внимание на написание слов к школе, за работу, объясняет, что здесь “что”, “и”, “к” – это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других слов.

После коллективно выполненной работы ученики пишут ответ на вопрос и проверяют написанное. Надо приучить детей читать слова по слогам, чтобы они не пропускали ошибки. После самопроверки ученик по вызову учителя читает написанный текст, передает его содержание.

Возможно разное творческое дополнение. Приведу некоторые приемы работы над планом в первом классе. Дается текст и 3-4 рисунка. Отважный чабан.

На одной из горных долин Карпатских гор паслись овцы, их пас молодой чабан. Приближался вечер. На отару овец напал волк. Он схватил одну овцу.

У молодого чабана не было оружия. Мальчик не растерялся. Он бросился на волка и схватил его за горло.

Началась жестокая борьба. Скоро прибежали собаки. Волк был уничтожен.

1-и рисунок. Вечереет. Кругом лес.

На горной долине пасутся овцы. Около них молодой чабан. Дальше видно 2-собаки. 2-и рисунок.

Волк схватил овцу и убегает. 3-и рисунок. Мальчик схватил волка за горло.

Овцы далеко отбежали. Бегут собаки. 4-и рисунок. Лежит убитый волк, поодаль лежат собаки и тяжело дышат.

Овцы сбились вместе, испуганно смотрят в сторону волка. Чабан направляется к отаре.

Дети читают текст, рассматривают рисунки или словесно создают их, задают вопрос к каждому из них. На основе этих рисунков или словесного описания их ученики под руководством учителя составляют план (его может предложить учитель). Он может быть таким: Кто пас овец в горной долине? Кто напал на отару?

Что сделал молодой чабан? Чем закончилась борьба?

После того как прочитан рассказ, например “Бой в воздухе”, учитель спрашивает, какие рисунки можно нарисовать по смыслу рассказа и какой заголовок дать каждому рисунку. Эти заголовки и будут пунктами плана: Что произошло в воздухе? Как закончился бой? Кто приземлился?

Что рассказал пастушек? Как спасся летчик? Куда он попал и что делал дальше? Во первом классе продолжают составлять рассказ из деформированных текстов по всем вариантам І класса, но на более сложном текстуальном и лексическом материале.

Дети пишут пересказ по тексту, который они частично составляли сами. Этот вид работы можно организовать так: На левой части доски надо записать предложение, а после последнего слова в скобках задать вопросы. Ученики должны дополнить это предложение одним или несколькими словами, ответив на поставленный вопрос.

На правой части доски ученики с помощью учителя составляют вопрос.

Предлагаю образец:

Дети гуляли (где?) в садике. Где гуляли дети? Там они поймали (кого?) маленького скворчонка.

Кого они там поймали? Они отнесли его (куда?) домой. Куда они отнесли скворчонка? Скворчонок стал скоро привыкать (к кому?) к детям.

К кому стал привыкать скворчонок? Скворчонок быстро рос и стал (кем?) взрослым скворцом Кем стал скворчонок? Скворец вышел в садик и полетел (куда?) в лес.

Куда полетел скворец?

После этого дети придумывают заголовок, выполняют словарную и орфографическую работу и пишут пересказ без текста и вопросов. В других вариантах вопросы остаются. В младших классах значительное место в системе упражнений для развития устного и письменного языка занимает коллективный пересказ, который оказывает содействие формированию привычек связного письменного языка и обеспечивает постепенный переход от коллективных до полу – самостоятельных и самостоятельных пересказов. Учитель должен совершенно владеть методикой проведения разных вариантов этого пересказа.

Он может предложить для такого пересказа полный план или только несколько первых вопросов, или первый и последний вопросы, или лишь первое с тем, чтобы сдачу ученики составляли коллективно. Самый сложный тот вариант, когда весь план составляется коллективно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Некоторые особенности работы над сочинением для 1 класс