Урок внеклассного чтения по произведению А. П. Гайдара “Чук и Гек”



1. Знакомство с заданиями для подготовки и проведения урока внеклассного чтения

(Учитель раздает детям карточки с заданиями. Все задания прочитываются и обговариваются.

Задание 1. Выделите пять логических частей в дальнейшем повествовании и озаглавьте их.

Задание 2. Нарисуйте наиболее запомнившийся и понравившийся вам эпизод из произведения или портрет одного из его героев.

Задание 3.

Проследите за дальнейшими поступками и поведением героев. Продолжите составление характеристик, следуя точно по тексту. Пользуйтесь известной

вам схемой.

Сделайте вывод: подтвердились ваши первоначальные впечатления о героях?

Задание 4. С кем из мальчиков вы смогли бы подружиться и почему?

Какие добрые советы вы бы дали им при встрече?

Задание 5.

Прочитайте заключительные слова рассказа о счастье. Как вы поняли заложенный в них автором смысл?

А что бы вы добавили от себя, о своем представлении о счастье человека? В чем оно?

Если вам понравились эти слова, выучите их наизусть.

К уроку внеклассного чтения учащиеся готовятся неделю: читают текст, выполняют задание по карточке, рисуют иллюстрации.

Сам урок начинается

с краткого обзора тех частей рассказа, которые не были напечатаны в учебнике.

Дети обмениваются своими вариантами деления текста на части и тем, как эти части были озаглавлены.

Вот один из вариантов:

Ночные похождения Гека.

Дорога в тайге.

Приезд на пустую базу.

Одни в тайге.

Елка.

Стержнем урока является продолжение работы над образами Чука и Гека – главных героев произведения.

Читая текст, учащиеся наблюдали за дальнейшей жизнью мальчиков, а на уроке делились своими выводами. Дети продолжили составление схем-характеристик Чука и Гека, полностью ссылаясь на текст, а на уроке характеристики рассматривались в сравнении.

Гек

Черты характера

В чем проявились?

Не жадный и не завистливый.

“Но Гек до вещей был не завистлив и не жаден”.

Любознателеный.

“…Он прижался лбом к холодному стеклу и стал смотреть, что это за край, как здесь живут и что делают люди”. Ему было все интересно: за что мальчик из избушки бросил кошку в сугроб, что делают на заводе, мимо которого проезжал поезд.

Мечтательный, у него было богатое воображение, поэтическая натура.

В стуке колес он различал разговор вагонов с паровозом в стихах.

Ответственный.

“Он не любил, чтобы ктолибо обижал его мать”.

Рассеянный.

“Он, конечно, был растяпа и разиня. Мало того, что он ночью забрался в чужое купе, вот и сейчас он не мог вспомнить, куда засунул свои брюки”.

Считал себя частью всего мира.

“…Если над Геком светило солнце, то он был уверен, что и над всей землей ни дождя, ни туч нету.

И если ему было весело, то он думал, что и всем на свете людям хорошо и весело тоже”.

Всегда чтонибудь придумывал.

“Гек остался один. Он ждал долго. Ему стало скучно, и он начал чтото придумывать”.

Не допускал обид над собой.

“Сначала Гек терпеливо отпихивался, потом вспылил и плюнул на Чука…”

Чук

Черты характера

В чем проявились?

Продолжал заниматься собирательством вещей. Общительный.

“…Чук ходил от дверей к дверям и знакомился с пассажирами, которые охотно дарили ему всякую ерунду кто резиновую пробку, кто гвоздь, кто кусок крученой бечевки…” “У Чука карманы полны, как мусорный ящик”. “Она пошарила и достала изпод одеяла пружинку от капкана, которую запасливый Чук тайно притащил с собой в постель”.

Помогал маме обдирать зайца.

“.. .Чук помогал охотно, и за это ему достался зайчиный хвост…”

Без спросу мог взять вещь и спрятать.

“Чук покраснел и поспешно удалился, потому что один патрон уже лежал у него в кармане”.

Был заводилой ссор и драк.

“Чук от нечего делать стал толкать Гека и отжимать его к краю”.

“Чук обозлился и кинулся в драку”.

Особое внимание уделяется эпизоду, в котором автор показывает обоих героев, когда их обман раскрылся:

“Однако, услыхав, что мать собирается идти в могилу, Чук с Геком взвыли еще громче, и прошло немало времени, пока, перебивая и Бесстыдно сваливая вину друг на друга, они затянули свой печальный рассказ”.

Учитель обращает внимание детей на то, что автор здесь не щадит своих героев: высмеивает их и осуждает, подчеркивает, что, несмотря на то что мальчики такие разные, в этой ситуации они ведут себя одинаково некрасиво по отношению друг к другу.

В заключение работы над текстом произведения учащиеся делятся своими соображениями, с кем из героев и почему они могли подружиться и какие советы дали бы героям при встрече.

Высказываясь по данному вопросу, ребята отметили, что, несмотря на отдельные негативные качества главных героев, в основном мальчики были хорошими людьми и автор к ним относится с симпатией и даже любит их.

Особое место на уроке занимает разговор о том, что такое счастье. Прочитав заключительные строки рассказа, дети обмениваются тем, как они поняли смысл этих слов, а также дополняют от себя, в чем видят они счастье человека на Земле.

Большое внимание на уроке отводится рисункам. Учитель помогает детям в оформлении выставки на специальном стенде или магнитной доске.

Отвечая на тот или иной вопрос, дети ссылаются на свой рисунок, а учитель судит по рисункам, как ребята поняли содержание рассказа.

Заканчивая урок, учитель проводит беседу о жанровой отнесенности данного произведения.)

Учитель. На прошлых уроках мы это произведение называли рассказом. Вспомните, что такое рассказ.

Ученик. Это небольшое произведение о какихто событиях.

Учитель. А это произведение небольшое?

Дети. – Нет, оно большое.

– Оно больше тех, которые мы читали.

Учитель (уточняет). Так вот, такое большое произведение в литературе называется повестью. Повесть больше рассказа по объему.

Таким образом, произведение “Чук и Гек” точнее будет назвать повестью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок внеклассного чтения по произведению А. П. Гайдара “Чук и Гек”