Урок внеклассного чтения по произведению А. П. Гайдара “Чук и Гек”
1. Знакомство с заданиями для подготовки и проведения урока внеклассного чтения
(Учитель раздает детям карточки с заданиями. Все задания прочитываются и обговариваются.
Задание 1. Выделите пять логических частей в дальнейшем повествовании и озаглавьте их.
Задание 2. Нарисуйте наиболее запомнившийся и понравившийся вам эпизод из произведения или портрет одного из его героев.
Задание 3.
Проследите за дальнейшими поступками и поведением героев. Продолжите составление характеристик, следуя точно по тексту. Пользуйтесь известной
Сделайте вывод: подтвердились ваши первоначальные впечатления о героях?
Задание 4. С кем из мальчиков вы смогли бы подружиться и почему?
Какие добрые советы вы бы дали им при встрече?
Задание 5.
Прочитайте заключительные слова рассказа о счастье. Как вы поняли заложенный в них автором смысл?
А что бы вы добавили от себя, о своем представлении о счастье человека? В чем оно?
Если вам понравились эти слова, выучите их наизусть.
К уроку внеклассного чтения учащиеся готовятся неделю: читают текст, выполняют задание по карточке, рисуют иллюстрации.
Сам урок начинается
Дети обмениваются своими вариантами деления текста на части и тем, как эти части были озаглавлены.
Вот один из вариантов:
Ночные похождения Гека.
Дорога в тайге.
Приезд на пустую базу.
Одни в тайге.
Елка.
Стержнем урока является продолжение работы над образами Чука и Гека – главных героев произведения.
Читая текст, учащиеся наблюдали за дальнейшей жизнью мальчиков, а на уроке делились своими выводами. Дети продолжили составление схем-характеристик Чука и Гека, полностью ссылаясь на текст, а на уроке характеристики рассматривались в сравнении.
Гек
Черты характера | В чем проявились? |
Не жадный и не завистливый. | “Но Гек до вещей был не завистлив и не жаден”. |
Любознателеный. | “…Он прижался лбом к холодному стеклу и стал смотреть, что это за край, как здесь живут и что делают люди”. Ему было все интересно: за что мальчик из избушки бросил кошку в сугроб, что делают на заводе, мимо которого проезжал поезд. |
Мечтательный, у него было богатое воображение, поэтическая натура. | В стуке колес он различал разговор вагонов с паровозом в стихах. |
Ответственный. | “Он не любил, чтобы ктолибо обижал его мать”. |
Рассеянный. | “Он, конечно, был растяпа и разиня. Мало того, что он ночью забрался в чужое купе, вот и сейчас он не мог вспомнить, куда засунул свои брюки”. |
Считал себя частью всего мира. | “…Если над Геком светило солнце, то он был уверен, что и над всей землей ни дождя, ни туч нету. И если ему было весело, то он думал, что и всем на свете людям хорошо и весело тоже”. |
Всегда чтонибудь придумывал. | “Гек остался один. Он ждал долго. Ему стало скучно, и он начал чтото придумывать”. |
Не допускал обид над собой. | “Сначала Гек терпеливо отпихивался, потом вспылил и плюнул на Чука…” |
Чук
Черты характера | В чем проявились? |
Продолжал заниматься собирательством вещей. Общительный. | “…Чук ходил от дверей к дверям и знакомился с пассажирами, которые охотно дарили ему всякую ерунду кто резиновую пробку, кто гвоздь, кто кусок крученой бечевки…” “У Чука карманы полны, как мусорный ящик”. “Она пошарила и достала изпод одеяла пружинку от капкана, которую запасливый Чук тайно притащил с собой в постель”. |
Помогал маме обдирать зайца. | “.. .Чук помогал охотно, и за это ему достался зайчиный хвост…” |
Без спросу мог взять вещь и спрятать. | “Чук покраснел и поспешно удалился, потому что один патрон уже лежал у него в кармане”. |
Был заводилой ссор и драк. | “Чук от нечего делать стал толкать Гека и отжимать его к краю”. “Чук обозлился и кинулся в драку”. |
Особое внимание уделяется эпизоду, в котором автор показывает обоих героев, когда их обман раскрылся:
“Однако, услыхав, что мать собирается идти в могилу, Чук с Геком взвыли еще громче, и прошло немало времени, пока, перебивая и Бесстыдно сваливая вину друг на друга, они затянули свой печальный рассказ”.
Учитель обращает внимание детей на то, что автор здесь не щадит своих героев: высмеивает их и осуждает, подчеркивает, что, несмотря на то что мальчики такие разные, в этой ситуации они ведут себя одинаково некрасиво по отношению друг к другу.
В заключение работы над текстом произведения учащиеся делятся своими соображениями, с кем из героев и почему они могли подружиться и какие советы дали бы героям при встрече.
Высказываясь по данному вопросу, ребята отметили, что, несмотря на отдельные негативные качества главных героев, в основном мальчики были хорошими людьми и автор к ним относится с симпатией и даже любит их.
Особое место на уроке занимает разговор о том, что такое счастье. Прочитав заключительные строки рассказа, дети обмениваются тем, как они поняли смысл этих слов, а также дополняют от себя, в чем видят они счастье человека на Земле.
Большое внимание на уроке отводится рисункам. Учитель помогает детям в оформлении выставки на специальном стенде или магнитной доске.
Отвечая на тот или иной вопрос, дети ссылаются на свой рисунок, а учитель судит по рисункам, как ребята поняли содержание рассказа.
Заканчивая урок, учитель проводит беседу о жанровой отнесенности данного произведения.)
Учитель. На прошлых уроках мы это произведение называли рассказом. Вспомните, что такое рассказ.
Ученик. Это небольшое произведение о какихто событиях.
Учитель. А это произведение небольшое?
Дети. – Нет, оно большое.
– Оно больше тех, которые мы читали.
Учитель (уточняет). Так вот, такое большое произведение в литературе называется повестью. Повесть больше рассказа по объему.
Таким образом, произведение “Чук и Гек” точнее будет назвать повестью.