Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева “Мальчик с коньками”
Для урока внеклассного чтения рассказ Юрия Яковлева “Мальчик с коньками” выбран по следующим соображениям.
Во-первых, небольшой по объему рассказ позволяет за один урок детально разобрать его содержание и учить приемам анализа художественного произведения.
Во-вторых, учащиеся могут выполнить разнообразные виды работ (выразительное чтение, подробный и сжатый пересказы, создание пусть еще небольшого, но собственного словесного текста, составление плана характеристики героя).
В-третьих, в рассказе затрагиваются события Великой
Литература учит. Учит и помогает стать Человеком. Поэтому Главная цель настоящего урока – воспитание чувства прекрасного и нравственных качеств; важно показать красоту человеческих отношений, важность и необходимость помощи друг другу.
Этот рассказ Дети охотно читают, что помогает вызвать творческую и эмоциональную активность учащихся, усилить их интерес к чтению книг.
Оборудование урока. Иллюстрации школьников к понравившемуся эпизоду рассказа. Записанные на доске эпиграфы
“Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” (И.-В. Гете).
“Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям” (Л. Бетховен).
1. Вступительное слово учителя
Юрий Яковлевич Яковлев родился в 1922 году в Петрограде – так тогда назывался Санкт-Петербург. Рано увлекся литературой. С 1940 года служил в армии; зенитчиком прошел всю Великую Отечественную войну.
Став взрослым, писал стихи для детей, рассказы и повести о войне.
Герои книг Юрия Яковлева – ваши ровесники. Они живут интересной жизнью и, хотя не похожи друг на друга, остаются верными в дружбе и совершают поступки, за которые их любят и уважают.
2. Вопросы для беседы
– Назовите действующих лиц рассказа.
(Мальчик, старшина Бахтюков, его Мама, врач, шофер “скорой помощи”, две девочки, звонившие из телефона-автомата.)
– Что в начале рассказа вы узнали о мальчике? Составьте его словесный портрет, включите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор.
(Эпитеты: “он нескладный, неустойчивый”, “глаза задиристые”, “дерзкий взгляд”, “независимая походка”.)
– Какие впечатления у вас вызвала внешность мальчика?
(Его взгляд и походка “выдают в мальчике непоседу и драчуна”, “шапка сидит на одном ухе”, “шнурок волочится по тротуару”. Но “аккуратные, ухоженные конечки” у мальчика в полном порядке.)
– Какое обстоятельство помешало мальчику попасть на каток?
(Подробный пересказ встречи мальчика с Бахтюковым. Каким был незнакомец? Что о нем подумал мальчик?)
– Почему мальчик не прошел мимо незнакомца? Какой эпизод из своей жизни вспомнил мальчик?
– Какие качества характера проявил мальчик, не оставив в беде незнакомца?
(Доброта, чуткость, отзывчивость.)
– Что узнал мальчик о незнакомце? Почему он “сжал кулак и погрозил тетрадке”?
(Сжатый пересказ отрывка “Мальчик в доме незнакомца”. Важно разобраться в отношении мальчика к Сергею Бахтюкову.)
– Правильно ли вел себя мальчик у телефона-автомата? Чем вызвано его поведение? Найдите эпитеты, характеризующие мальчика.
(“Глаза стали злыми и колючими”.)
– Что предпринял мальчик после того, как ему не удалось по телефону вызвать “скорую помощь”? Какие качества проявились в этом поступке героя?
(Находчивость, смелость, храбрость.)
– С какой целью мальчик пошел в больницу?
(Навестить Бахтюкова. Мальчику очень хотелось, чтобы этот взрослый человек не чувствовал себя одиноким, зная, что родные Бахтюкова не приедут.)
– В каком эпизоде автор раскрывает нам умение юного героя сопереживать другому человеку? Найдите в этом отрывке слова, подтверждающие ваш ответ.
(Условно назовем этот эпизод “Бой с фашистами”; “сердце стучит”, “для него нет сейчас ни катка, ни города, ни дома”, “раненый боец командует мыслями мальчика”.)
– Опишите душевное состояние мальчика после того, как он узнал, что старшина Бахтюков поправится.
– Почему у героя рассказа нет имени?
(Герою рассказа не дано имени, так как автор считает, что любой школьник поступит на месте мальчика точно так же.)
3. Коллективное составление и обсуждение плана характеристики героя с записью на доске предложенных учащимися верных вариантов, из которых дети составляют свой план в тетради.
4. Составление учащимися устного высказывания (обобщение и вывод).
Ответьте устно на вопросы
– О чем рассказал нам автор (тема рассказа)?
– Какую мысль автор доносит до читателя (идея рассказа)?
Мальчик спас взрослому человеку жизнь, находился рядом, не оставил в беде. Сердце мальчика чуткое, доброе, совестливое. Мы увидели в нем те душевные свойства, которые вызывают уважение окружающих и за которые можно уважать себя.
Герой рассказа обрел умного, верного друга и советчика, встретил и помог человеку, рядом с которым “чувствует себя сыном”. Вспомним пословицу: “Не богатство – друг, а друг – богатство”.
Нельзя судить человека по внешности, нужно судить о людях по их делам, поступкам, заслугам. Некрасивыми могут быть чувства, поступки людей; они и становятся причиной, по которой люди теряют свою привлекательность, уважение со стороны других людей.
Обратимся к эпиграфам, поможем учащимся включить их в свое высказывание.
5. Наедине с собой вспомните: какую помощь оказали вы кому-то из близких, знакомых и совсем незнакомых людей?
Домашнее задание
Вспомните: случалось ли вам помочь кому-то из близких, знакомых и совсем незнакомых людей?