Урок внеклассного чтения. Артур Конан Дойл. Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе
Цель: Расширить круг читательских интересов учеников; работать над умением определять произведения одного жанра; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность.
Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к произведениям.
Ход урока.
I. М Отивация познавательной деятельности учеников.
Учитель. Наша задача сегодня – расширить знание о детективном жанре вообще и рассказ А. Конан Дойла о Шерлоке Холмсе в частности.
Поскольку
Объявляется конкурс на наилучшее описание и расследование детективного рассказа.
II. Актуализация опорных знаний учеников.
1. Викторина (между командами – по 4-6 учеников из каждого ряда).
1) В каком рассказе Шерлока Холмса значительную роль сыграл цвет волос героя? (“Союз рыжих”).
2)
3) Когда орудие убийства возвращается к убийце и наказывает его? (“Пестрая лента”).
4) Где для сообщения были использованы детские рисунки? (“Человечки, которые танцуют”).
5) В каком рассказе фотография почти угрожала покою королевской династии? (“Скандал в Богемии”).
6) Персонажами какого рассказа стали обычные гуси? (“Голубой карбункул”).
7) На страницах какого произведения возникают шесть одинаковых скульптурных изделий? (“Шесть Наполеонов”).
2. Работа по решению кроссворда.
Цель: Вспомнить моменты, которые являются пунктиром на пути сыщика к раскрытию тайны.
1) Предмет, благодаря которому Шерлок Холмс еще в Лондоне знал, что собака не легенда, а живое существо.
2) Слово из рассказа Степлтона о своем прошлом, которое помогло сыщику установить его лицо.
3) То, с помощью чего Холмс догадался, что автор письма – женщина?
4) Кто сначала едва на разрушил планы Холмса и Степлтона?
5) Порода собаки Баскервилей.
6) Что предоставило собаке такого странный, страшный вид?
7) Что могло стать единственным доказательством преступления Степлтона?
Ответы:
Ботинок. 2. Учитель. 3. Духи.
4. Каторжник. 5. Мастиф. 6. Фосфор. 7. Нападение.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Развитие речи.
Самостоятельно определить ключевые слова-факты, использовать их для раскрытия тайны (по самостоятельно прочитанным рассказам Конан Дойла).
2. Конкурс на описание любого героя (в том числе и собаки Баскервилей) или события, или явления.
III. Подведение Итогов урока.
Учитель. Детективные рассказы построены по определенным законам, по одному и тому же принципу.
Они интересные для тех, кто любит логические загадки. Детективные произведения появляются и в наши дни. Но есть ли недостатки у произведений детективного жанра?
С точки зрения образного, художественного воспроизведения действительности, психологии героев, яркости художественных средств, детективные произведения значительно проигрывают другим жанрам.
IV. Д Омашняя задача.
Прочитать новеллу О. Генри “Последний листок”; подготовить сообщение о писателе (индивидуальная задача); подготовиться к тематическому оцениванию.