Урок – Составление характеристики матери



Работа над новым материалом

1. Составление характеристики матери

Учитель. А сейчас мы будем составлять характеристику главной героини рассказа. На ваших партах лежат листочки, на которых записаны слова, характеризующие человека вообще, а вы подчеркните только те качества, которые относятся конкретно к образу мамы из рассказа “Большая береза”.

Но условие этой работы будет такое: вы подчеркнете слово только в том случае, если в тексте найдете подтверждение, а рядом со словом на листочке укажите “адрес” цитаты – страницу

и абзац.

(Ребята выполняют работу самостоятельно, затем задание обсуждается коллективно.

Ниже приводится карточка для самостоятельной работы.

Словарь для составления характеристики героя произведения

Качества человека

Доказательства из текста, “адрес” цитаты

С. 91, 3я строка снизу, с. 93, 14я строка сверху

С. 93, 12я строка снизу

С. 94, 11я строка сверху

С. 93, 12я строка сверху

С. 93, 8я строка снизу, с. 94, 11я строка снизу

С. 94, 2я строка снизу

(спокойное

состояние, при котором сохраняется ясность мысли и выдержка)

С. 93, 9я и 10я строка сверху, с. 93, 14я строка сверху, с. 94, 11я строка сверху

(способность владеть собой в

Чрезвычайных ситуациях)

Там же

В процессе работы над образом матери в рассказе “Большая береза” школьники еще раз обращаются к тексту, находят цитаты, которые помогли им сделать вывод.)

Такая работа не только закрепляет умение составлять характеристику героя, но и пополнит активный словарь детей новыми словами (“хладнокровие”, “самообладание”, “слабоволие” и др.). Кроме того, закрепляются навыки работы с цитатами – дети учатся быстро находить в тексте нужные слова и указывать их “адрес”, т. е. местонахождение цитаты: страницу и строчку.

2. Обучение пересказу с изменением лица рассказчика

Учитель. Ребята, а теперь рассмотрите иллюстрацию в учебнике: к какому моменту рассказа нарисовал ее художник?

Дети. – К моменту, когда мама впервые увидела Алешу на березе.

А может быть, к тому моменту, когда Алеша уже спускался с дерева, а мама стояла внизу и давала ему советы?

Этот рисунок можно отнести и ко второй, и к третьей части.

Учитель. Удалось художнику передать чувства, состояние своих героев?

Дети. – Да, удалось: лица у героев напряженные.

Мальчик смотрит вниз, он осторожно спускается с дерева.

Видно, что мальчику нелегко: он весь в напряжении, сосредоточенный и внимательный.

Учитель. А теперь давайте поставим себя на место Алеши и попробуем пересказать текст от его имени: о его чувствах, переживаниях, обо всем, что с ним произошло в тот день.

Поскольку такая работа проводится впервые, осуществляется она коллективно и с помощью учителя.

Учитель. Итак, ребята, с чего начнем рассказ Алеши?

(Ребята придумывают начало рассказа, затем его продолжают по цепочке друг за другом, их ответы связываются и обсуждаются учителем и одноклассниками, корректируются. Учитель следит за последовательностью изложения. В результате получился примерный устный рассказ.

Рассказ Алеши.

Однажды я залез на большое дерево. Лезть вверх было легко, и я быстро забрался на самую верхушку. Когда посмотрел вниз, у меня закружилась голова.

Я хотел спуститься, но мне было страшно. Я обхватил ствол руками и ногами и от испуга зажмурил глаза.

А тут появилась мама. Я испугался еще больше: думал, что она будет меня ругать. Но, к моему удивлению, мама подошла к дереву спокойно и заговорила ласковым и бодрым голосом.

Она давала мне советы, успокаивала меня, просила не торопиться, подсказывала, за какую ветку держаться и на какой сучок встать. Я осторожно начал спускаться вниз.

Но тут на тропе появился незнакомый толстый дачник и начал меня сердито ругать. От неожиданности я вздрогнул и чуть было не сорвался. Но мама спокойным голосом объяснила дачнику, что я молодец и умею лазить по деревьям.

Ее слова приободрили меня, придали уверенности, и я продолжал спускаться. А внизу стояла мама и давала мне советы, говорила ласковые и ободряющие слова.

Я спрыгнул на землю. Тут ко мне подбежала мама, обняла и дрожащим от волнения голосом попросила никогда не лазить так высоко. Потом она побежала к оврагу, села и заплакала.

И я понял, как ей было тяжело сдерживать себя, когда она увидела меня на дереве. Она боялась, чтобы ее волнение не передалось мне, тогда она думала только обо мне. Я понял, как сильно мама меня любит.

Я начал успокаивать свою маму, обещал ей, что никогда больше не буду ее огорчать. Но мама все плакала. Я впервые видел, как плакала мама.

Мне было ее очень жалко. Ее слез я никогда не забуду, и я поклялся тогда никогда больше не делать ей больно.

Особое внимание учащихся необходимо сосредоточить на концовке рассказа: отношение сына к матери, его переживание и глубокое раскаяние от того, что своим поступком он заставил маму плакать и расстраиваться. Пусть эти слова останутся в душе школьников надолго, а возможно, и навсегда.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение А. Л. Барто “Перед сном”. Написать минисочинение о своей маме по образцу рассказа Ю. Я. Яковлева “Мама”, а для этого еще раз вернуться к этому рассказу и посмотреть, как он построен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок – Составление характеристики матери