Урок – Беседа по содержанию стихотворения “Крестьянские дети”



Учитель. Можете ли вы ответить на вопрос, который стоит перед стихотворением: почему отрывок из стихотворения Некрасова “Крестьянские дети” помещен в учебнике после рассказа Железникова?

Дети. – Потому что эти два произведения похожи: они рассказывают о маленьких детях, которые выполняют ответственную работу.

В них герои похожи тем, что выполняют важную работу.

Мальчики хоть и маленькие, но отцы поручают им ответственную работу.

Учитель. А теперь давайте прочитаем стихотворение вслух и поговорим о его героях.

2. Чтение

стихотворения с его анализом

Учитель. От чьего имени написано стихотворение? Ученица.

От имени автора: “Я из лесу вышел”, “гляжу”.

Учитель. Прочитайте начало стихотворения: о чем оно? Дети. – О зиме.

– О зимней поре.

Учитель. Мы уже с вами говорили о роли пейзажа в художественных произведениях. Давайте найдем слова, описывающие зимнюю пору, и подумаем, случайно ли Некрасовым дан образ природы.

Какая здесь зима?

Дети. – “Студеная”.

– “Сильный мороз”.

– Автор показывает суровую зиму, чтобы сказать, что и

В такую пору крестьянские ребятишки

не сидят дома, а по

Могают взрослым.

Учитель. А теперь давайте прочитаем, как автор описывает героя.

(Дети читают следующие шесть строчек и отвечают на вопросы:

Как вы себе представили эту картину? А главного героя?

Во что он был одет? Почему ему было все велико?

А почему автор его называет так странно: “мужичок”, а не “мальчик”, например?

А как вы поняли реплику автора: “а сам с ноготок”?

Почему автор употребляет такие слова: “И, шествуя важно, в спокойствии чинном…”?

Почему герой вел себя так важно? Чем он гордился?

А работа, которую выполнял мальчик, была легкая? Из чего вы сделали вывод?)

Учитель. А теперь прочитаем разговор автора с маленьким героем.

(Ребята прочитывают текст до конца и отвечают на следующие вопросы:

Как автор обращается к нему? А как герой ему отвечает?

Как вы думаете, обиделся ли автор на грубые ответы мальчика? Почему?

А как бы вы объяснили и важность и невежливость героя в разговоре с автором?

Как автор относится к своему герою? Выберите из “Словаря отношений” подходящие определения: снисходительно, насмешливо, уважительно, презрительно, с жалостью, ласково. А в тексте найдите доказательства авторского отношения к мальчику.

За что уважает великий русский поэт крестьянского мальчика?)

Учитель. В стихотворении Некрасов рассказывает об одном крестьянском мальчике. А почему же в названии слово употреблено во множественном числе: “дети”?

Какой смысл вкладывает поэт в это название?

Дети. – Наверное, автор хотел рассказать, что жизнь всех крестьянских детей была такая же, как у этого мальчика.

– И что все дети крестьян с малых лет приучаются к

Тяжелому труду.

– И выполняют его наравне со взрослыми.

Учитель. А теперь найдите в тексте строчки, в которых

Поэт Некрасов словами героя объясняет необходимость мальчику с ранних лет заниматься тяжелым крестьянским трудом.

(Учащиеся читают:

“Семьято большая, да два человека Всего мужиковто: отец мой да я…”)

Учитель. А теперь попробуйте придумать другое название стихотворения, в котором бы отражалась главная его мысль. Можете озаглавить своими словами или взятыми из текста.

(Ребята придумывают:

“Встреча с мальчиком”.

“Маленький труженик”.

“Помощник отца”.

“Маленький помощник”.

“Маленький крестьянин”.

“Мужичок с ноготок”.)

Учитель. А какое из этих заглавий вам больше нравится?

Дети. “Мужичок с ноготок”.

Учитель. А ведь именно так и назван отрывок во многих других книгах по чтению прошлых изданий. Называя мальчика “мужичком”, автор подчеркивает, что именно из таких детей и вырастают настоящие мужчины.

3. Чтение стихотворения по ролям

Учитель. А теперь подумайте, как лучше прочитать этот текст: одному человеку или нескольким? Почему?

Ученик. Я думаю, что текст лучше прочитать по ролям, потому что здесь есть диалог.

Учитель. Давайте попробуем. Сейчас вы разделитесь на группы по три человека и подготовьте чтение текста по ролям: выделите слова автора, подберите интонацию для исполнителей, попробуйте войти в их образы.

(Учащиеся самостоятельно готовятся в группах, а затем читают текст по ролям. Проводится коллективное обсуждение и оценка исполнения.)

Домашнее задание. Подготовиться к инсценированию стихотворения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок – Беседа по содержанию стихотворения “Крестьянские дети”