Традиции и новаторство драматурги Марка Кропивницкого
Произведение за пьесами “Дай сердцу волю, заведет в неволю”, “Пока солнце сойдет, роса глаза выест”, “Глитай, или же паук”. Марко Кропивницкий вошел в историю украинского искусства как большой актер и талантливый режиссер, драматург, автор популярных песен. Он сам при случае создавал декорации к спектаклям, захватываясь живописью.
Но особенно глубоко раскрылся его талант в драматургии. Он автор десятков пьес. Иногда они писались второпях, лихорадочно, чтобы удовлетворить репертуарный голод, и потому часто после премьеры
Самым выразительным признаком его драм было гармоническое объединение украинской литературы с актуальными проблемами общественной жизни, где выразительно раскрывалась тяжелая и вместе с тем высокодуховная народная жизнь.
Пьеса М. Кропивницкого “Дай сердцу волю, заведет в неволю” знакомит нас а гуртом сельской молодежи середины XIX столетия. Ее очень интересно читать, так как весь масс напрашиваются параллели с современной действительностью; сегодня кажется
Вдоль всей пьесы Кропивницкий доказывает, что самое главное – это верность своим моральным законам. Их придерживались наши прадеды длинные столетия, и к ним нам надо возвращаться. Мотивы любви барича с крестьянской девушкой, которое заканчивается для нее трагически, мы находим в пьесе Кропивницкого “Пока солнце сойдет, роса глаза выест”.
Она читается на одном дыхании, так как преисполненная динамичности в развитии событий, характеры героев выписаны очень колоритно, жизненно.
Пьеса похожа извне на мелодраму – такой ее делают кипящие страсти, драматические эффекты во время изображения препятствий на пути к счастливой жизни Оксаны и Бориса. И крестьянская дочь Оксана, которая стремится научиться грамоте, и Горнов, новый тип интеллигента, которому близки народнические идеи, и оборотень Гордой Поваренко – все они реалистически обрисованы на фоне сельской жизни и отношений бедности с богачами. Марко Кропивницкий раскрывается перед нами как глубокий психолог в социально-бытовой драме “Глитай, или же Паук”.
Он очень выразительно срисовал сельского ростовщика, который дает основания назвать эту социальную пьесу высочайшим достижением драматургического наследства художника. В ней воспроизведено одна из типичных ужасных трагедий дооктябрьской действительности – гибель молодой женщины через коварность представителей господствующего класса.
Сперва мне показалось, что Кропивницкий обратился к показу традиционного любовного “треугольника”, но, углубившись в текст, я понял, что, хотя интимной теме и отведено много места, но она сыграет лишь вспомогательную роль. Главное – раскрытие психологии новоявленного эксплуататора как олицетворение темной силы на селе: “На что же и деньги тебе, на бесовского отца они, когда на них нельзя купить весь мир?” В конце пьесы гибнет Елена, чьи мысли и мечты о счастливой жизни разбиваются о стену социальной несправедливости. Бычка убивает Андрей, который берет этот грех на душу, лишь бы подвергнуть наказанию за подлость хищника-лицемера.
И еще долго в моей душе остается чувство отвращения и презрения к Бычку, который есть “паук, одно слово – паук”. Жаль страдальницу Елену и трудолюбивого Андрея, которых постигло тяжелое испытание.
Наверное, в том и заключается непревзойденный талант М. Кропивницкого, что его пьесы после прочтения еще долго смущают душу, принуждают задуматься над действительностью, над нормами морали и собственной жизнью.