Традиции и новаторство решения проблемы “поэт и толпа” в поэзии Ш. Бодлера “Альбатрос”



Цель: помочь ученикам понять содержание, идейно-художественные особенности и эстетичную привлекательность поэзии Ш. Бодлера; развивать навіки восприятия и анализа поэтических произведений; воспитывать интерес к поэзии, эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения в разных переводах.

Тип урока: комбинированный.

ХОд урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Проблема “поэт” и “общество” решается с того времени, как появились в мире поэты. Каждый

из художников, так или иначе, старался решить ее для себя. Не исключением был и Шарль Бодлер.

Но наряду с традиционным видением поэт внес и свое, новаторское. Об этом – на уроке.

III. Объявление темы и цели урока

IV. Актуализация опорных знаний

1. Выразительное чтение поэзии Ш. Бодлера “Гимн Красоте”, “Вечерняя гармония”, их анализ, высказывание своих мыслей и впечатлений

Учитель. Определите черты романтизма и символизма в этих произведениях. (Романтическое стремление убежать из ужасного мира в поисках Идеала; символистическая синестезия, суггестия, образы-символы и т. п.)

V. Формирование

умений и навыков

1. Выразительное чтение поэзии Ш. Бодлера “Альбатрос”.

2. Словарная работа

Альбатрос – большая морская птица с размахом крыльев до 4 метров.

3. Обмен впечатлениями от прочитанного

4. Эвристическая беседа, наблюдение за текстом

Какая тема стиха “Альбатрос”? (Отношения поэта и общества)

В какой части стиха содержится основная мысль? Как вы ее понимаете?

Почему художник сравнивает поэта именно с альбатросом? Найдите описание альбатроса в небе и на палубе. Сравните их.

Что символизируют эти образы?

Какую символическую нагрузку несут образы матросов, моря? (Обыватели, толпа, общество; бушующее море – жизнь) Какой основной художественный прием использован в поэзии? (Антитеза)

5. Составление опорной схемы по стихотворению

В небе “Ясных высот владыка” “Пловец воздушный”

“Властелин голубизны” “Величественный альбатрос”

На земле

“Грустно тянет он укрощенное крыло,

Что потеряло бывшую мощь большую”

“Путешественник обессиленно ступает!

Пловец воздушный неуклюжий и смешной!”

“Веселый отряд матросов” “Чтобы им развлечься” “Безопасно ловят птиц” “В толпе невменяемой”

6. Сравнительный анализ

Прочитайте стих Ш. Бодлера “Альбатрос” в разных переводах, сравните их, выскажите свои впечатления и вкус.

Альбатрос

Бывает, моряки поймают альбатроса, Как бог на душу положит им развлечения и забав. И смотрит на них король голубизны искоса – Он их корабль издалека провожал.

Ходить по доскам природа не научила Он пристыженный. Походка его смешная. Волочатся за ним большие белые крылья, Как весла по сторонам разбитой лодки.

Перевод Н. Терещенко.

Неуклюжий немощный ступает клиноного; Прекрасный в небах, а здесь – как инвалид!.. Тот – трубку в клюв, а тот смеется над ним, Калекой притворяясь, идет за птицей вслед!

Поэт, как альбатрос – властитель гриз и грома, Смеется над молниями, алкает высоты, И, изгнанный из неб, на падоли земной Крылатый великан не может идти.

Перевод Д. Павлычко

Альбатрос

Временами хандра заедает матросов, и они ради праздной забавы тогда Ловят птиц океана, больших альбатросов, Провожающих в бурной дорогое суда.

Грубо кинут на палубу, жертву насилья, Опозоренный царь высоты голубой, Опустил исполинские белые крылья. Вон, как весла, их тяжело влачит за собой.

Лишь недавно прекрасный, взвивавшийся к тучам, Стал таким вон бессильным, нелепым, смешным, Тот дымит ему в клюв табачищем вонючим, Тот, глумясь, ковыляет вприпрыжку за ним.

Да, Поэт, ты паришь под грозой в урагане, Недоступный для стрел, непокорный судьбе, Но ходить по земле среди свиста и брани исполинские крылья мешают тебе.

Перевод В. Левика

Альбатрос

Чтобы развлекаться, веселый отряд матросов Среди неудержимых вод разбуженных морей Безопасно ловит птиц, величественных альбатросов, Которые любят пролетать по следам кораблей.

На палубу несут ясных высот владыку. И грустно тянет он укрощенное крыло, Которое потеряло бывшую мощь большую, Будто среди буйных вод поломанное весло.

Путешественник обессиленно ступает! Пловец воздушный неуклюжий и смешной! Тот табачный дым в клюв ему пускает, А этот, бесясь, хромает, будто кривой.

Поэт подобный тоже властителю голубизны, Которая среди туч летит, будто молния в мгле. Но, будто в тюрьме, в толпе невменяемой Он крылья великана волочит по земле.

Перевод Н. Терещенко

7. Промежуточные итоги

Учитель. Творчество Ш. Бодлера – явление, бесспорно, сложное. Она принадлежит к эпохе позднего романтизма (и это традиция) и называют предшественником символизма (это – его новаторство).

О романтической направленности поэзии Ш. Бодлера свидетельствуют его культ красоты, признание им большой миссии поэта, противопоставление образа альбатроса (символ гениального Творца, всевластного на небе, в идеальном, в творчестве, и беспомощного на земле) жестокости моряков (воплощение вульгарности, бездушности обывателей, посредственности): “Тот табачный дым в клюв ему пускает, а этот, бесяся, хромает, будто кривой” (перевод Н. Терещенко). Такое трактование темы, очевидно, связано с обстоятельствами личной жизни поэта, который постоянно конфликтовал с буржуазным окружением.

Стих построен на противопоставлении небесного и земного, возвышенного и приземленного, красивого и безобразного. Противостояние альбатроса невменяемой толпе превращает его в романтический образ-символ Поэта, который, поднимаясь к высокому царству духа, свободы и творчества, обречен на страдание и непонимание в человеческом водовороте жизни.

Бодлер называет разногласия жизни как эстетичные категории: прекрасное, безобразное, комическое. Поэтому Альбатрос у него “прекрасно-безобразное существо”, которое может быть и прекрасным (в небе), и безобразным (на земле), и даже комичным (“неуклюжий немощный ступает…; прекрасный – в небах, а здесь – как инвалид” (в переводе Д. Павлычко)).

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Учитель. Вставьте пропущенные слова в высказывание Ш. Бодлера и прокомментируйте его: “Мне кажется лишним и скучным……………… то, что есть, ведь ничто из имеющегося меня……………… . Природа непривлекательная, и я предпочитаю предоставлять преимущество страшным порождениям своей фантазии, а не благонравной продолжительности”. (Слова для справки: а) изображать, не удовлетворяет; б) рисовать, не заметно; в) думать, не дарит; г) насчитывать, не празднует.)

VII. Домашняя задача.

Для всех: уметь выразительно читать, анализировать поэзию Ш. Бодлера, определять признаки разных литературных направлений. Написать контрольное домашнее произведение (эссе) по поэзии Ш. Бодлера. (Ориентировочные темы для произведений (эссе): “Конфликт “идеала” и “действительности” в поэзии Ш. Бодлера”; “Культ Красоты в лирике Ш. Бодлера”; “Трагизм положения поэта в мире (бодлеровская концепция художника в поэзии “Альбатрос”)”; “”Цветы зла” Ш. Бодлера – “символическая биография поэта””; “”Жестокий моральный урок” поэзии Ш. Бодлера”.)

Индивидуальное: подготовить сообщение о художниках-импрессионистах, философов-модернистов.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение: Поэзия Ш. Бодлера “Альбатрос” поразила меня тем…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Традиции и новаторство решения проблемы “поэт и толпа” в поэзии Ш. Бодлера “Альбатрос”