Новаторство Чехов-драматурга (по пьесе “Чайка”)



В пьесе “Чайка” затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. “Чайка” построена не на остросюжетном драматическом действии, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов открыл трагедию будничности, показал ее в сценических образах.

Он изображает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий. Чехов выносит сценически “удобные” эпизоды за сцену. Например, в пьесе есть по меньшей мере два эпизода, которые в традиционной

драматургии были бы обыграны.

Первый – попытка Треплива покончить жизнь самоубийством после провала его спектакля и “измены” Нины. Второй – самоубийство Треплива “в конце пьесы”. Такой отказ от эффектных сцен был подчинен авторскому замыслу: показать характеры людей, их отношения, проблемы, которые возникают по недоразумению.

Каждый герой имеет свою задачу в творческом замысле автора. Поэтому он избегает внешних эффектов, а принуждает внимательно следить за всеми героями. Язык каждого персонажа имеет “подтекст”.

Важную роль в чеховских пьесах сыграют паузы. Они

будто дополняют подтекст и возникают тогда, когда герои не могут и не хотят говорить о сокровенном. В третьем действии, например, Нина и Тригорин прощаются перед отъездом.

Нина дарит ему медальон на память. Тригорин обещает помнить девушку такой, которой увидел ее впервые. Нина задумчиво повторяет: “Да, чайка”. Пауза. “Больше нам говорить нельзя, сюда идут”.

Пауза помогает сосредоточиться на оскорблении чайки. Зритель припоминает предыдущий разговор героев, когда Тригорин записал в блокнот “сюжет для небольшого рассказа” о девушке, которую походом потерял “один мужчина”. Но содержательность разговора героев выясняется значительно позднее.

Пауза создает определенное эмоциональное напряжение. Зритель будто ожидает, что герои раскроют что-то очень важное, а этого не происходит. И зритель должен сам додумать, что скрывается за этим молчанием. Особую атмосферу создают ремарки.

Вот сцена Треплива и Нины. Ремарка: входит без шляпы, с ружьем и убитой чайкой. Он кладет чайку возле ног Нины. Почему Чехову важно, что Треплив без шляпы?

Дальнейший разговор объясняет это. “Я имел подлость убить сегодня эту чайку… Скоро так же я убью самого себя”. Читатель понимает, что гибнет что-то очень важное для Треплива, возможно, гибнет его мечта, а возможно, гибнет чистая и доверчивая Нина.

Здесь нельзя стоять в шляпе.

Называя это произведение комедией, Чехов будто подчеркивает, что главная героиня его пьесы – будничность, которая расточает лучшие человеческие чувства и отношения, которая разрушает личность и делает характеры мелочными, почти комическими. “Чайка” была той “первой птицей”, что принесла обновление в русскую драматургию.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Новаторство Чехов-драматурга (по пьесе “Чайка”)