Тема: Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы “Вишневый сад”)
Новаторство в литературе – это разрушение канонов, воспринимаемых в определенный момент как норма. Отступление от канонов диктуется особенностями того жизненного материала, на основе которого писатель-новатор создает свои произведения. А жизненный материал несет на себе печать своего времени.
Есть “идеи времени”, то есть и “формы времени”, в которых эти идеи раскрываются. Писатель-новатор отступает от сложившихся правил в изображении жизни потому, что они не дают возможности выразить “новое содержание”. Новое содержание,
Пьесы Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского. Какое отступление сделал Чехов от этих сложившихся канонов? Предметом изображения в его пьесах является не действие, развивающееся как конфликт, а уклонение главных героев от действия.
Чехов-драматург строит свои произведения на таких жизненных ситуациях, которые содержат в себе все условия для конфликта и, следовательно”, для активного, напряженного действия. Например, 22 августа вишневый
Они должны совершить какое-то активное действие, чтобы спасти себя от разорения. Лопахин предлагает им определенную “линию борьбы”, берется руководить ими в этой борьбе, но они уклоняются от борьбы. Они даже совершают словесные и физические действия, чтобы… уклониться от борьбы. “Чеховская драма вызвала в свое время бурную дискуссию.
Чехова упрекали в отсутствии действия. Это неверно. Станиславский на основе чеховской драмы разрабатывал систему актерской игры как действия.
Но действие “Вишневого сада” особое: это действие слабых людей, направленное в основном на то, чтобы отвлечься от своих страданий”.
Почему Чехов в своих пьесах изображает не активное действие, а уклонение героев от него? Потому что его герои не способны к активному действию. Пьесы Чехова – это пьесы характеров, так же как и комедии Грибоедова и Гоголя. Но это характеры “средних интеллигентов”.
Его герои недовольны всем укладом жизни, они его не принимают. Но у них нет ясного идеала общественного устройства, поэтому нет ясной, осознанной цели.
Раневская и Гаев – дворянские интеллигенты. Они не принимают нового общественного уклада – буржуазного. Если вырубить вишневый сад, снести дом и другие постройки, разбить усадьбу на участки и сдавать их дачникам, имение будет приносить 25 тысяч дохода в год.
Жизненная ситуация, изображенная в “Вишневом саде”, давала все возможности для построения остроконфликтного сюжета. Но герои не способны вести конфликт. Поэтому “конфликтное” событие развивается где-то за сценой, а на сцене мы видим только развязку.
На самом деле обстоятельства “драматического узла” просты: “задолженность имения, роман Раневской с каким-то беспутным человеком, расточившим ее деньги в Париже, дружба с Лопахиным”. “В течение двух с половиной актов, вплоть до заявления Лопахини о том, что он купил вишневый сад, не происходит им одного события, которое могло бы изменить создавшееся положение. Над помещиками повис дамоклов меч, и к концу третьего акта он на них обрушивается” – это сцены не борьбы, а уклонения от борьбы. Поэтому в расположении сцен нет градации, пет кульминации.