Народ и личность в романе “Петр Первый”

Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе “Война и мир”. Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли.
Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал, что ” Личность является функцией эпохи” и что она формируется ею; Личность вырастает

на народной почве, как вырастает дерево на плодородной земле. Но и сама крупная, большая Личность способна “двигать события эпохи”, ускорять или замедлять их.

Это был новый подход к пониманию данной проблемы; и именно он стал определяющим в описании всех исторических фигур В романе “Петр Первый” , в том числе и личности самого Петра.
Личность Петра Первого давно привлекала внимание писателя. В 1918 г. он написал рассказ “День Петра”, затем пьесу “На дыбе”, а с начала 30-х годов работал над романом. Первые две книги вышли в 1930-1934 годах; работа над третьей была прервана смертью автора в 1945 г.;

Роман остался незавершенным.

Писатель хотел отразить в произведении всю петровскую эпоху, но не успел реализовать свой замысел полностью: действие романа начинается в 1672 г. и доводится до начала XVIII века (взятие Нарвы – первые победы русской армии).
Фигура Петра I рассматривалась Толстым с разных сторон. Писатель во многом опирался на Пушкин-скую концепцию личности этого великого самодержца. А. С. Пушкин различал деятельность Петра как мудрого, дальновидного государственного мужа, заботящегося о благе России, и способы, которыми он действовал: его указы были “жестоки, своенравны и писаны кнутом”, они вырвались у “нетерпеливого, самовластного помещика”. Алексей Толстой не упрощал и не идеализировал своего героя.

Мы видим незаурядные личные качества Петра: его ум, огромную трудоспособность, энергию, стремление к знаниям, желание принести пользу своему отечеству. Но, с другой стороны, писатель рисует необузданность, жестокость, вспыльчивость и даже самодурство царя.
Петру, побывавшему в Европе, было горько и обидно видеть, что богатая и могучая страна – Россия – прозябает в нищете, невежестве. Он хотел видеть свою родину могучей европейской державой, в которой процветали бы науки, искусства, ремесла, в которой бы строились красивые дворцы и благоустроенные города, которая бы торговала со всем миром и с которой бы считались все правители. Петр решительно взялся за искоренение “азиатчины” в России и насильственное насаждение западничества; он “не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства” и при этом нередко бывал жесток, даже беспощаден (например, расправа над взбунтовавшимися стрелецкими полками, желавшими вернуть на престол царевну Софью). Царь не считал зазорным учиться у простых ремесленников; сам был плотником, кузнецом; сам проектировал и строил первые русские военные корабли.

Он работал не покладая рук и заставлял так же работать других. Петр окружил себя сторонниками и единомышленниками, приблизил и возвысил тех, кто, как и он, не жалел своих сил ради блага отечества (Лефорт, Меншиков). Алексей Толстой показывает, как постепенно создавались новая армия и Российский флот, как через неудачи и поражения ковались будущие победы, как с огромным трудом, в крови и войнах, рождалось новое государство – Российская империя.
Но начинания Петра нередко не находили отклика ни среди боярства, ни среди духовенства, ни в народе. Ему приходилось буквально ломать сопротивление людей, старые представления и взгляды… Народ Не понимал замыслов Петра; и в произведении писатель отразил противостояние царя и народа.
Народные образы показаны в романе широко и разнообразно. Судьбы народных героев во многом типичны для той эпохи. Мы видим семью Бровкиных.

Глава семьи, крестьянин Иван Бровкин, разбогател на торговле, стал одним из поставщиков для русского флота; его судьба напоминает судьбу Демидовых или Строгановых. Его сын Алексей дослужился до офицерского чина, дочь Александра вышла замуж за дворянина Волкова и вскоре стала одной из первых придворных красавиц. Односельчанин Бровкина, крестьянин Цыган, наоборот, разорился, потерял все, стал бродягой и разбойником, как Иуда и Ов-доким.

Бывший монастырский крепостной Федька Умойся Грязью бежал за волей на Дон, но был схвачен, привезен на царские работы по строительству флота в Воронеж и затем отдан в солдаты. Характерны по-своему судьбы кузнеца Жемова, художника Голикова и многих других. Народ У Толстого является одной из главных движущих сил истории; он не “безмолвствует”, как в драме Пушкина “Борис Годунов”, Народ – эта та сила, с которой вынужден считаться сам царь.

На народной силе и крови росло и строилось будущее могущество российского государства.
В романе показаны судьбы сотен людей; в нем выведены как реальные исторические персонажи (Петр, царица Наталья, Софья, Голицын, Ромоданов-ский, Лефорт, Меншиков, Репнин и др.), так и вымышленные, но весьма типичные для той эпохи. Толстой весьма подробно, достоверно, реалистично воссоздал картины петровской эпохи; мы буквально слышим и видим саму историю, становимся ее соучастниками. И в этом заключаются притягательная сила и достоинство этого замечательного художественного произведения.

Сочинение: Народ и личность в романе “Петр Первый”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Народ и личность в романе “Петр Первый”