Сюжет, композиция и жанр “Мертвых душ”
<
p>”…Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!” – писал о “Мертвых душах” Гоголь Жуковскому. В основе сюжета, как известно, подаренного Гоголю Пушкиным, лежит авантюра с покупкой мертвых душ – чем нелепей, анекдотичней кажется внешняя сторона, тем ярче, достовернее, типичнее предстает перед читателями картина реальной жизни.
Приезд Чичикова в город не вызывает шума, и так же тихо он начинает заводить знакомства – и перед читателем предстают все персонажи по очереди. Движения сюжета пока что
Сатира и сарказм нарастают от главы к главе, от Манилова к Собакевичу усиливается омертвение души героев, завершаясь в почти уже закостеневшем Плюшкине. Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых сложных: характеры других помещиков даны статично, как уже сложившиеся типы, в то время как характер Плюшкина показан в развитии: на страницах поэмы разворачивается картина омертвения
В “Мертвых душах” переплетаются между собой три сюжетные линии: приключения Чичикова, жизнеописания помещиков и деятельность городских чиновников, для которых государственная служба – лишь способ обеспечить себе праздную и беспечную жизнь. В “Мертвых душах” разоблачается верховная власть, символом которой выступает чинный, холодный, важный, утопающий в роскоши, но неприветливый и жестокий Петербург, черствый, бездушный, глухой к судьбам людей. “Повесть о капитане Копейкине” – рассказ о судьбе ветерана Отечественной войны 1812 года, приехавшего в Петербург за “монаршей милостью” – показывает, как воплощением произвола, бездушия и несправедливости выступает не только губернская власть, но и столичное чиновничество, “министерия”, само правительство, не пожелавшее оказать помощи защитнику отечества. Бесстрашный, добрый человек с героической и трагической судьбой, Копейкин противостоит в поэме миру мертвых душ, помогая отчетливее выразить идейный замысел, усиливая обличительную направленность “Мертвых душ”.
Но центральным образом поэмы является Чичиков.
“Чичиковы угрожающе деятельны и беспощадны. Они готовы на любую подлость во имя своих корыстных целей. Нравственное оцепенение мертвых душ сменяется энергией воинствующей подлости”. (“Так припряжем же подлеца”!) “Идея капитала – главная идея героя Гоголя, и она неизбежно сталкивается в поэме с идеей народа…” – пишет в своей статье “Горизонт без конца” И. Золотусский: именно это “живое народонаселение” России противопоставлено в поэме мертвящему миру пошлости и подлости. “…Гоголь говорит, что Селифан и Петрушка даже не второстепенные и не третьестепенные ее герои, что тут есть лица поважней. Но он лукавит.
Именно эти мужики, а с ними заодно и четыреста душ “мертвых”, которые скупил Чичиков… и есть те самые первостепенные герои, которые и составляют ее живую плоть” (И. Золотусский).
Изображение народа в “Мертвых душах” резко контрастирует с изображениями помещиков, жизнь крестьян овеяна поэзией и ассоциируется с “Вечерами на хуторе близ Диканьки” и “Тарасом Бульбой”.
Н. В. Гоголь не сразу определил жанровые особенности “Мертвых душ”.
Привычные жанровые схемы не удовлетворяли писателя: сложный и грандиозный замысел требовал для своего воплощения оригинальных художественных решений. Первоначально В письме к Пушкину Гоголь замечает: “Сюжет растянулся на предлинный роман”. В письмах Погодину, Плетневу “Мертвые души” несколько раз называются романом.
Одновременно проскальзывает и другое слово – “поэма”.
В набросках к “Учебной книге для русского юношества” Гоголь определяет жанр своего произведения как “малую эпопею” – в ее центре “частное и невидимое лицо, но, однако же, значительнее во многих отношениях для наблюдателя души человеческой… ” Объясняя своеобразие малой эпопеи, Гоголь пишет, что, хотя многие из них написаны в прозе, они могут быть “причислены к созданиям поэтическим”.
Гоголь создал совершенно новый тип романа, соединивший сатиру на Россию Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и лирическую поэму о Руси – родине великого народа, и называя его поэмой, Гоголь хотел подчеркнуть особую значимость в нем лирического начала.