Общий замысел “Мертвых душ”
Замысел “Мертвых душ” не сразу явился перед Гоголем во всей полноте, но претерпевал различные изменения.
В 1836 году, находясь в Швейцарии, он перестраивает общий план произведения: “Все начатое переделал я вновь, обдумал весь план и теперь веду его спокойно как летопись”, – сообщал Гоголь в письме В. А. Жуковскому.
Гоголь задумал поэму из трех томов, опираясь на эпические поэмы Гомера и поэму Данте Алигьери “Божественная комедия”.
Поэма Данте содержит три части: “Ад” (населенный грешниками), “Чистилище”
Два героя – Чичиков и Плюшкин – должны были пройти по всем кругам и в конце поэмы явить идеал человека. “Мертвые души” должны были бы стать поэмой о восстановлении человеческого духа.
Гоголь писал: “Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!”
- Для чего Чичиков скупал мертвые души? По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме “Мертвые души”? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Какую роль играет мотив дороги в […]...
- “МЕРТВЫЕ ДУШИ”;. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Замысел Гоголя и его изменение: первоначально Гоголь задумал сатирический роман. Впоследствии замысел изменился. Гоголь решил написать трехтомную поэму-эпопею. В первом томе показать отрицательные стороны, во втором – переход к лучшему, в третьем – идеальную Русь. Очевидно, в данном замысле сказалось влияние “Божественной комедии” Данте: “Ад”, “Чистилище”, “Рай”. В силу противоречивости своего мировоззрения Гоголь не сумел […]...
- Сочинение на тему: Замысел романа Гоголя “Мертвые души” Работу над “Мертвыми душами” Гоголь начал в 1835 г. и продолжал всю жизнь. В 1835 г. он извещал Пушкина: “Начал писать ” Мертвых душ “. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон”. Как видно, писатель называет свое произведение романом и выделяет прежде всего смешную сторону. В процессе работы его замысел значительно расширился. […]...
- Дорога и путь – это одна из главных тем “Мертвых душ” Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма “Мертвые души”, написанная в 1842 . Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в “аду” – I том, затем “в чистилище” – II […]...
- Гомеровские и Дантовские мотивы в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя Сюжет “Мертвых душ” Н. В. Гоголю подсказал А. С. Пушкин, отметив основным достоинством его то, что “можно вместе с героем изъездить всю Русь”. Именно это и оценил Н. В. Гоголь и построил свою поэму как бесконечное путешествие Чичикова. Если читать поэму не вдумываясь, то может создаться ощущение, что это абсолютно ни на что не похожее […]...
- Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя “Мертвые души” Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы “Мертвые души”. Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму “Мертвые души” по аналогии […]...
- Сочинение на тему: “Мертвые души” Н. В. Гоголь очень хотел написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Он мечтал создать грандиозное описание нравов и быта России первой трети 19 века. Этим произведением стала поэма “Мертвые души”, созданная в 1842 году. Почему же Гоголь назвал прозаическое произведение поэмой? Работая над поэмой, гоголь называет ее то поэмой, то романом. Окончательно Гоголь […]...
- Тема дороги в “Мертвых Душах” Тема дороги – одна из важнейших, ключевых в поэме “Мертвые души”. Действие поэмы происходит в губернском городе и в поместьях, а дорога является связующим звеном в художественном пространстве. Под дорогой мы понимаем и путь Чичикова, его продвижение к успешному завершению аферы. Начинается поэма именно с дороги и брички, которая то “течет” по этой дороге, как […]...
- Сочинение: Замысел произведения Мертвые Души “”Мертвые души” Н. В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный” (А. И. Герцен). Замысел произведения был величественен. “Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем”, – писал Гоголь. Он думал о многотомном произведении, “где было бы […]...
- Замысел поэмы Мертвые души Гоголя Николай Васильевич долго пребывал в раздумьях над тем, в чем же будет состоять смысл романа. В результате пришел к выводу, что необходимо показать всю Русь, народ со всеми недостатками, отрицательными чертами, противоречивыми характерами. Гоголь хотел задеть человека, показать ему то, что происходит в мире, то, чего стоит опасаться. Он хотел, чтобы читатели, ознакомившись с его […]...
- Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы ? Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы ? В начале 7-й главы поэмы “Мертвые души” Н.В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и толпы. Автор сравнивает два типа писателей. Один из них возвышенный романтик, который проходит мимо “характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью” и никогда не изменяет “возвышенного строя своей лиры”. Такой художник […]...
- Сюжет, композиция и жанр “Мертвых душ” < p>”…Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!” – писал о “Мертвых душах” Гоголь Жуковскому. В основе сюжета, как известно, подаренного Гоголю Пушкиным, лежит авантюра с покупкой мертвых душ – чем нелепей, анекдотичней кажется внешняя сторона, тем ярче, достовернее, типичнее предстает перед читателями картина реальной жизни. Приезд Чичикова в город не вызывает […]...
- Вопросы и ответы к поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (№2) 1. По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме “Мертвые души”? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский Дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. 2. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. 3. Какую роль играет […]...
- Связь замысла “Мертвых душ” с религиозно-нравственными исканиями Гоголя Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать нравственно совершенных русских людей, а нравственное совершенство для Гоголя было связано с христианством, с божественными заповедями. Работая над “Мертвыми душами”, Гоголь уверился в том, что в событиях, переживаемых им, проявляется Высшая воля. После тяжелой болезни, постигшей его, когда он на время оставил поэму и начал писать давно […]...
- Образ Родины в “Мертвых душах” Тема России волновала многих русских поэтов и писателей. Так, Пушкин в своем творчестве воспевал русские народные традиции, призывал людей помнить о родине, ее богатом духовном наследии, отраженном в фольклоре, противопоставляя исконно русское космополитическому – Лермонтов же, “любя Россию странною любовью”, с одной стороны, восхищался ее историческим прошлым, красотой русского духа, силой русского народа, но в […]...
- Первый том “Мертвых душ” – книга о “потерянных селеньях” и “погибших поколеньях” Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” была написана по аналогии с “Божественной комедией” Данте Алигьери и должна была состоять из трех частей, как и творение великого итальянца, включавшее в себя “Ад”, “Чистилище” и “Рай”. В первом томе “Мертвых душ” Гоголь стремился обрисовать страшный лик русской действительности, воссоздать “ад” российской современной жизни. О содержании двух последующих […]...
- Сочинение на тему: “Причина незавершенности поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь предполагал создать свою поэму “Мертвые души”, взяв за образец “Божественную комедию” итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери. Подобно тому, как Данте разделил свое произведение на три чести (“Ад”, “Чистилище” и “Рай”), так и поэма Гоголя должна была состоять из трех томов. Но этому грандиозному замыслу не суждено было осуществиться полностью. Целиком Гоголь […]...
- Сочинение на тему: Проблема II тома “Мертвых душ” Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются – и чем дальше, тем больше – признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Гоголя сыграли его длительная оторванность от России, воздействие его новых друзей из славянофильских и консервативных […]...
- Общий смысл романа “Евгений Онегин” Все лучшее в русском обществе – возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу Татьяна – постигает одна трагическая судьба. И Пушкин повествует о ней как о явлении русской жизни его времени, будь это судьба крепостной крестьянки или трагедия декабристов. В романе “Евгений Онегин” освещено не только время Пушкина, […]...
- Н. В. Гоголь о назначении художника в “Мертвых душах” Повесть “Мертвые души” можно по праву назвать лучшим произведением Николая Васильевича Гоголя. По словам В. Г. Белинского, вся творческая жизнь писателя до работы над ней была лишь предисловием и подготовкой к этому поистине гениальному творению. “Мертвые души” являются одним из наиболее ярких примеров гоголевской манеры отображения действительности, ведь где еще можно встретить столь точное и […]...
- Сцена продажи “мертвых душ” у Плюшкина Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова […]...
- Значение для русской литературы “Мертвых душ” Н. В. Гоголя В 1842 г. после долгого перерыва в печати с новой книгой выступил Н. В. Гоголь. Это были “Мертвые души”, завершившие собой большой период истории русской литературы, начавшийся первыми реалистическими произведениями А. С. Пушкина. В. Г. Белинский отнес поэму Гоголя к числу великих произведений, которые составляют эпоху в литературе. По справедливому заключению критика, “Мертвые души” окончательно […]...
- Представление о художественной многогранности “Мертвых душ” Ирония и сатира не выступают у Гоголя обособленно. Сквозь едкий (“видимый”) смех в поэме можно почувствовать и “невидимые миру” слезы. И в этом одна из особенностей стиля поэмы “Мертвые души”. Гоголь страдал от несовершенства мира, поэтому убийственный смех его сопровождался печальными размышлениями о неустройстве русской общественной жизни, разрушении II человеке человеческого. Это сообщало сатире Гоголя […]...
- Женские образы в “Ревизоре” и “Мертвых душах” Н. В. Гоголя “Ревизор” и “Мертвые души” – пожалуй, самые выдающиеся произведения не только у Гоголя, но и во всей русской литературе. В обоих этих шедеврах показаны основные типы людей того времени. Каждый герой у писателя индивидуален, у каждого свой характер. И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не обошел вниманием женские образы. Не малую роль в поэме […]...
- Образы помещиков в “Мертвых душах” Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” – величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей – помещиков, чиновников, Чичикова – писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу. Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.”Один за другим следуют у меня герои один пошлее […]...
- Замысел “Книги повестей для юношества” Жуковского Само стремление обоих поэтов воздействовать с помощью эпоса на дух современного общества связано с созданием нравственно-политических проповедей (“Выбранные места из переписки с друзьями” Гоголя и “Мысли и замечания” Жуковского). Поэтому перевод “Одиссеи” был для Жуковского не только стремлением познакомить русских читателей с гомеровским эпосом или опытом воссоздания мира далекой древности. В истории Одиссея Жуковский выразил […]...
- “Чем отличается русский человек от иностранца” (эссе по отрывку из “Мертвых душ” Гоголя) По мнению Гоголя, русский человек, в отличие от иностранцев, многогранен: одна сторона у него приготовлена для банкетов и официальных торжеств, другая – для простых вечеринок, еще одна – для общения с высшими чинами… “Перечислить нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения” – утверждает Гоголь. Видя человека каждый день, в каком – то одном “обличии”, невозможно […]...
- Худ. средства в изображении образа. Коробочка – одна из “мертвых душ” Поэма “Мертвые души” принадлежит к числу тех вечных книг, которые вошли в сокровищницу русской мировой литературы. С самого начала поэма была задумана в русском национальном масштабе. Около 17 лет работал Н. В. Гоголь над этим произведением. Он хотел “показать хотя с одного боку всю Русь”, “все, что ни есть и хорошего и дурного в русском […]...
- Лирические отступления в “Евгении Онегине” А. С. Пушкина и “Мертвых душах” Н. В. Гоголя “Обилие” лирических отступлений в столь важных, возможно центральных, произведениях двух писателей – Пушкина и Гоголя – объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями. Попробуем же проследить эту схожесть и отличия и понять место лирических отступлений в каждом из произведений. Возможность лирических отступлений заявлена и Пушкиным, и Гоголем в жанре. “Евгений Онегин” – это не […]...
- ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Серебряный век русской поэзии – период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века: Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, […]...
- План сочинения – Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н.В. Гоголя I. Вступление Художественная деталь – это минимальная выразительная изобразительная подробность. Из деталей складываются образы людей, природы, жизненного уклада и т.п. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основная функция художественных деталей – создавать образ человека и одновременно показывать авторское отношение к тому или иному характеру: а) детали […]...
- Неуловимая партия Чичикова в симфонии “Мертвых душ” В поэме Гоголя “Мертвые души” тема народа занимает одно из ведущих мест. Во времена Гоголя Россией правили помещики и чиновники, “угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа” (по меткому определению Герцена). Автор показывает безотрадную картину жизни крепостного крестьянства. Помещики безжалостно эксплуатируют их, относятся к ним, как к своим рабам, […]...
- Мир “мертвых душ” и обобщенный образ народной России Особую направленность русскому литературному реализму придало творчество Н. В. Гоголя, оно способствовало дальнейшему развитию реализма, приданию ему критического, сатирического характера. Если уже в сборниках “Миргород” и “Арабески” Гоголь выступал против пошлости как “главного своего врага”, то к середине 30-х годов усилилось его критическое осуждение окружающей жизни, растущее возмущение произволом, социальной несправедливостью. По словам Анненкова, “в […]...
- “Кому на Руси жить хорошо”: замысел, история создания и композиция поэмы Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху […]...
- Как мне найти общий язык с учителем? Остановись и подумай! Вот что произошло с Лидой. У нее в дневнике всегда были одни четверки и пятерки. Но в 7-м классе все изменилось. “Мой новый учитель постоянно занижал мне оценки”,- говорит Лида. Почему? Он ясно дал понять Лиде и ее маме, что ему не нравится их религия. Учителя словно камешки, по которым можно перейти […]...
- Общий эскиз творчества Распутина В. Г. Распутин родился в 1907 г., закончил филологический факультет. Его повести вызвали мировой резонанс, творчество Распутина обнаружило свойство новой прозы – драматический сюжет вырастает из быта людей, приобретает обобщенный смысл выражения. Над сюжетом (например в повести “Деньги для Марии”) вырастает смысловая надстройка, отражая злободневные проблемы времени; экономическая проблема – в России происходит разрушение общинных […]...
- Общий обзор творчества Рэя Брэдбери Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя – Реймонд Дуглас. Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев англичан, которые прибыли в Америку в 1630 году, в конце XIX века издавали две иллинойские газеты. Отец – Леонард Сполдинг Брэдбери. Мать – Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. С раннего […]...
- Как найти общий язык со своим ребенком? “Как дела?” – этой дежурной фразой Вы встречаете старого друга, знакомого, своего ребенка, который пришел из школы. На нее Вы получаете дежурный ответ: “Нормально!” Он Вас удовлетворяет. Вряд ли подобный диалог будет способствовать установлению доверительных отношений с этими людьми. Порой Вам и не хочется нагружать себя чужими проблемами. Но как быть, если проблема перестает быть […]...
- Общий характер эпизодов в былине “Еруслан Лазаревич” Пересказ в духе волшебно-рыцарских романов совсем опускает эпизод с богатырской головой. Возможно некоторое влияние поэмы Пушкина лишь на следующий эпизод: Еруслан со своей возлюбленной Альбиной останавливается в роще и засыпает; злой колдун Длиннобрад уносит Альбину к себе в замок; Еруслан едет к нему на гору. Длиннобрад из облака бросается на Еруслана. “Выхватил свой меч-кладенец богатырь, […]...
- “Каждое лицо в “Мертвых душах” есть в то же время вывод из целой категории людей…” (В. Н. Майков) “Каждое лицо в “Мертвых душах” есть в то же время вывод из целой категории людей…” (В. Н. Майков) План I. Проблематика поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”. II. Образы помещиков в поэме “Мертвые души”. III. Образы крестьян. Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” раскрывает и ярко иллюстрирует те социальные конфликты, которые были свойственны российскому обществу […]...