Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы ?

Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы ?

В начале 7-й главы поэмы “Мертвые души” Н.В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и толпы.

Автор сравнивает два типа писателей. Один из них возвы­шенный романтик, который проходит мимо “характеров скуч­ных, противных, поражающих печальною своею действитель­ностью” и никогда не изменяет “возвышенного строя своей лиры”. Такой художник обласкан читающей публикой, ему принадлежит великая слава “всемирного поэта”. Но не тако­ва

участь писателя-реалиста, сатирика, дерзнувшего “вызвать наружу” “всю страшную, потрясающую тину мелочей, опу­тавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров”.

Этот художник не получит все­мирного признания, публика не оценит по достоинству его творений, сочтет их “ничтожными и низкими”. С горьким чув­ством размышляет автор о трагической судьбе реалиста-сатирика и его духовном одиночестве.

Безусловно, в этом лирическом отступлении Гоголь пишет о себе. Все эти принципы отображения действительности на­шли свое отражение в поэме “Мертвые души”,

в которой пи­сатель глубоко исследует характеры и стихию российской жизни. Авторская позиция Гоголя вполне определенна: под­черкивая типичность создаваемых образов, он глубоко и тон­ко исследует среду, их породившую. Писатель дает нам все подробности жизни персонажей, скрупулезно описывает ком­наты, вещи, бытовые детали.

Так, например, он подробно ри­сует портрет Манилова, его поместье, пейзаж, обед, дает нам подробности его жизненного уклада. Все это помогает ему рас­крыть внутренний мир героя, наиболее полно обрисовать ха­рактер, воспроизвести тип праздного мечтателя, человека неопределенного, инертного. И так исследует автор практи­чески каждого из персонажей.

В определенной степени эти описания предопределены жанровым своеобразием произведения (Гоголь назвал “Мерт­вые души” поэмой, и эпичность стиля была отмечена многи­ми исследователями). Но важную роль играют и те принципы ре­ализма, которым следует автор. Поэму “Мертвые души” мы мо­жем считать реалистическим произведением, так как писатель следует в ней принципу историзма (предмет исследования – со­временная жизнь), типические характеры даны в типических обстоятельствах, также использованы определенные сред­ства сатирической типизации (обращение к прошлому ге­роя, авторские характеристики, гипербола и т.д.).

Гипербола и гротеск – важнейший элемент стиля Н.В. Гоголя, зачастую со­здающий эффект “искривленной” реальности. Именно поэто­му некоторые исследователи называют его стиль “фантасти­ческим реализмом”.

Однако весьма ощутима в поэме “Мерт­вые души” и романтическая струя. Она пробивается в лиричес­ких отступлениях автора, его мыслях о будущем России.

Таким образом, автор предстает перед нами в поэме и как писатель-реалист, сатирик, критически оценивающий дей­ствительность, и как поэт, романтик-идеалист, которому дано предвидеть великое будущее России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы ?