Композиция и жанр поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова Н. А
Замысел поэмы “Кому на Руси жить хорошо” возник в начале 1860-х годов. Некрасов продолжал работу над поэмой до конца жизни, но так и не успел завершить ее. Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности – последовательность глав оставалась неясной, авторский замысел можно было угадать лишь примерно. Исследователи творчества Некрасова остановились на трех основных вариантах расположения глав в поэме.
Первый основывался на последовательности времен года в поэме и авторских пометках и предлагал следующий порядок: “Пролог
В третьем и самом распространенном варианте, – скорее всего, именно он и встретился вам при чтении поэмы (“Пролог и первая часть” – “Крестьянка” – “Последыш” – “Пир – на весь
Мы будем опираться на третий вариант, просто потому что именно он стал общепринятым при публикации поэмы, но при этом будем помнить, что поэма осталась незаконченной и мы имеем дело с реконструкцией, а не действительным авторским замыслом.
Сам Некрасов называл свое произведение “эпопеей современной крестьянской жизни”. Эпопея – один из самых древних литературных жанров. Первая и самая знаменитая эпопея, на которую ориентировались все авторы, обращающиеся к этому жанру, “Илиада” Гомера.
Гомер дает предельно широкий срез жизни греков в решающий для нации момент, период десятилетней войны греков с троянцами – в переломный момент народ, как и отдельная личность, раскрывается ярче. С простодушием греческого простолюдина Гомер не упускает даже мельчайших деталей жизненного и военного уклада своих героев. Перечисленные признаки стали жанрообразующими, мы без труда найдем их в любой эпопее, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” в том числе.
Некрасов старается коснуться всех граней народного бытия, с вниманием относится к самым незначительным подробностям народной жизни; действие поэмы приурочено к кульминационному для русского крестьянства моменту – периоду, наступившему после отмены крепостного права в 1861 году.
Композиционным стержнем эпопеи стало путешествие семи мужиков, позволившее предельно расширить границы художественного пространства поэмы. Семь странников представляют собой как бы одно целое, они плохо отличимы друг от друга; независимо от того, говорят они по очереди или хором, их реплики сливаются. Они только глаза и уши. В отличие от поэмы “Мороз, Красный нос”, в “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов старается быть абсолютно незаметным, спрятаться за полог и показать народную точку зрения на происходящее.
Иногда, например, в знаменитом отрывке о Белинском и Гоголе, которого мужик пока что не несет с базара, авторский голос все же прорывается наружу, но это одно из немногих исключений.