Жанр и композиция “Война и мир”



Жанр и композиция. “Война и мир”; – грандиозное эпическое полотно, часто сравниваемое с “Илиадой”; Гомера, охватывающее ши­рочайшую панораму России первой четверти XIX века, но обращенное при этом к проблемам современной писателю жизни 1860-х годов и поднимающее важнейшие нравственно-философские вопросы. Оно поражает своими размерами. В нем более пятисот героев, очень много событий, больших и малых, затрагивающих судьбы отдельных людей и целых народов. То, что обычно изображается в произведениях раз­личных жанров.

Толстой сумел слить в одно целое. Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стре­мился Толстой. Необходимо было преодолеть разграничение частной и исторической жизни.

Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. Все это определило жанровое своеобразие произведения Толстого. В нем присутствуют черты двух основных эпических жанров – эпопеи и романа.

Эпопея

– самый крупный повествовательный жанр литературы, монументальная форма эпоса, изображающая события, в которых решаются судьбы нации, народа, страны. Эпопея отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния. Она охватывает боль­шой период исторического времени. Эпопея возникает в фольклоре как героический эпос, опирающийся на предания и представления о жизни нации (“Илиада”;, “Одиссея”; Гомера, “Калевала”;).

Роман – наиболее распространенный жанр эпической, повество­вательной литературы, крупное произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, обычно большой круг жизненных яв­лений, показанных в их развитии. Характерные свойства романа: разветвленный сюжет, система равнозначных персонажей, времен­ная протяженность. Различают семейно-бытовые, социально­психологические, исторические, любовные, авантюрные и прочие виды романа. Но есть еще особая жанровая разновидность, весьма редко встречающаяся в литературе.

Она получила название роман – эпопея. Это особая жанровая разновидность эпической литературы, сочетающая черты романа и эпопеи: изображение объективно­исторических событий (чаще героического характера), связанных с судьбой целого народа в переломный момент, и повседневной жизни частного человека при огромной широте охвата проблем, масштабно­сти, многогеройности и разветвленности сюжета. Именно к этой жанровой разновидности можно отнести произведение Толстого. Для “Войны и мира”; как романа-эпопеи характерны следующие черты эпопеи: 1) изображение эпического события национально­исторического значения (война 1812 года, завершающаяся разгро­мом Наполеона); 2) ощущение эпической дистанции (историческая отдаленность событий 1805 и 1812 гг.); 3) отсутствие единого героя (здесь – это вся нация) 4) эпическая монументальность, статич­ность образов Наполеона и Кутузова.

В романе-эпопее “Война и мир”; выделяются следующие черты романа: 1) изображение личной судьбы отдельных героев, продол­жающих жизненные искания в послевоенную эпоху; 2) постановка проблем, характерных для 60-х годов XIX века, когда создавался роман (проблема объединения нации, роли в этом дворянства и т. д.); 3) внимание к нескольким центральным персонажам (Анд­рей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова), истории которых составляют отдельные сюжетные линии; 4) изменчивость, “теку­честь”;, неожиданность “героев пути”;. Сам автор помогает понять своеобразие его художественного за­мысла и построения произведения. “Цемент, который связывает вся­кое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, – пишет Толстой, – есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету”;. Толстой дал название этому “самобытному нрав­ственному отношению”; к предмету “Войны и мира”; – “мысль на­родная”;.

Эти слова определяют идейно-композиционный центр про­изведения и критерий оценки его основных героев. Кроме того, “мысль народная”; – это понятие, определяющее основные черты нации как единого целого, особенности русского национального ха­рактера. Наличием таких общенациональных черт проверяется че­ловеческая ценность всех героев романа. Вот почему при кажущейся хаотичности изображаемых событий, многочисленности персонажей, представляющих самые разные слои и сферы жизни, наличии не­скольких автономных сюжетных линий “Война и мир”; обладает уди­вительным единством.

Так формируется идейно-смысловой центр, который цементирует грандиозное сооружение романа-эпопеи. Хронологическая последовательность событий и структура всего произведения в целом такова. Первый том охватывает события 1805 года: сначала рассказывается о мирной жизни, а затем в цен­тре внимания оказываются картины войны с Наполеоном в Европе, в которую втянута русская армия, участвующая в сражениях на стороне своих союзников – Австрии и Пруссии. В первом томе представляются все основные герои, которые проходят через все действие романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Рос­това, Мария Болконская, Николай Ростов, Соня, Борис Друбецкой, Элен Курагина, Долохов, Денисов и многие другие персонажи.

По­вествование строится на контрастах и сопоставлениях: здесь и ухо­дящий екатерининский век (умирающий князь Безухов, отец Пье­ра; старый князь Николай Болконский, отец князя Андрея), и молодое поколение, только вступающее в жизнь (молодежь в доме Ростовых, Пьер Безухов). В сходных ситуациях оказываются разные группы персонажей, которые проявляют присущие им черты (на­пример, ситуация приема гостей в салоне Шерер, на именинах у Ростовых, в доме Болконских). Такие сюжетно-образные параллели помогают автору показать все многообразие русской жизни довоен­ной поры.

Военные сцены также изображены по принципу контра­ста: Кутузов – Александр 1 на поле Аустерлица; капитан Тушин – штабные офицеры в Шенграбенском сражении; князь Андрей – Жерков – Берг. Здесь же начинается контрастное противопостав­ление образов, проходящих через все действие эпопеи: Кутузов – Наполеон. Картины мирной и военной жизни постоянно чередуют­ся, но судьбы основных романных героев (Андрея Болконского, Пьера, Наташи, княжны Марьи, Николая Ростова) еще только на­чинают определяться. Второй том представляет события 1806-1811 годов, связанные в основном со светской и политической жизнью русского общества накануне Отечественной войны.

Предчувствие трагических катаст­роф поддерживается образом кометы, повисшей над Москвой. Ис­торические события этой части связаны с Тильзитским миром, под­готовкой реформ в комиссии Сперанского. События в жизни основных героев тоже в большей мере связаны с мирной жизнью: возвращение из плена Андрея Болконского, его жизнь в имении и затем в Петербурге, разочарование в семейной жизни и вступление в масонскую ложу Пьера, первый бал Наташи Ростовой и история ее отношений с князем Андреем, охота и святки в Отрадном. Третий том целиком посвящен событиям 1812 года, а потому в цен­тре внимания автора русские солдаты и ополченцы, картины сраже­ний, партизанская война.

Бородинское сражение представляет собой идейно-композиционный центр этого тома, к нему стянуты все сюжет­ные нити и здесь решаются судьбы главных героев – князя Андрея и Пьера. Так писатель реально демонстрирует, как неразрывно связаны исторические судьбы всей страны и каждого отдельного человека. Четвертый том связан с событиями конца 1812-1813 годов.

Здесь изображается бегство из Москвы и разгром наполеоновских войск в России, много страниц посвящено партизанской войне. Но открывает­ся этот том, как и первый, эпизодами салонной жизни, где происходит “борьба партий”;, что показывает неизменность жизни аристократии и отдаленность ее от общенародных интересов. Судьбы главных героев в этом томе также полны драматических событий: смерть князя Андрея, встреча Николая Ростова и княжны Марьи, знакомство в плену Пьера с Платоном Каратаевым, гибель Пети Ростова. Эпилог посвящен послевоенным событиям 1820 года: здесь рас­сказывается о семейной жизни Наташи и Пьера, Марии Болкон­ской и Николая Ростова, линия жизни Андрея Болконского про­должается в его сыне Николеньке.

Эпилог, а вместе с ним и все произведение, завешается историко-философскими размышления­ми Толстого, в которых определяется общечеловеческий закон бес­конечных взаимосвязей и взаимовлияний, определяющий истори­ческие судьбы народов и отдельных людей. В художественной ткани романа-эпопеи он проецируется как своеобразный “лабиринт сцеплений”; (название принадлежит Л. H. Толстому) – главный композиционный принцип, обеспечи­вающий единство и цельность произведения. Он проходит через все его уровни: от образных параллелей между отдельными персонажа­ми (например, Пьер Безухов – Платон Каратаев) до соотносимых сцен и эпизодов.

При этом меняется значимость обычных единиц по­вествования. Так, например, меняется роль эпизода. В традицион­ном романе эпизод представляет собой одно из звеньев в цепи собы­тий, объединенных причинно-следственными связями. Будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становится предпосылкой последующих.

Сохраняя эту роль эпизода в автоном­ных сюжетных линиях своего романа, Толстой наделяет его новым свойством. Эпизоды в “Войне и мире”; скрепляются не только сюжет­ной, причинно-следственной связью, но и вступают в особую связь “сцеплений”;. Именно из бесконечных сцеплений состоит художест­венная ткань романа-эпопеи.

Они скрепляют воедино эпизоды не только из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в кото­рых принимают участие совершенно разные действующие лица. На­пример, эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома – о встрече парламентера Александра 1 генерала Балашова с марша­лом Мюратом. И таких эпизодов, объединенных не сюжетной, а иной связью, связью “сцеплений”;, в “Войне и мире”; громадное количество.

Благодаря им в единое целое соединяются столь разные величины, как судьба народа, решаемая в грозные годы военных испытаний, и судьбы отдельных героев, а также судьбы всего человечества, опре­деляемые особой толстовской историко-философской концепцией.

Глоссарий:

– жанр и композиция романа война и мир – композиция война и мир – композиция романа война и мир – Композиция Войны и мира – особенности жанра и композиции романа война и мир


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Жанр и композиция “Война и мир”