Сущность процесса обучения
Сущность процесса обучении — это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
— организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;
— Овладение научными знаниями умениями, навыками; — формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности,
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:
1) образовательная — дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки; 2) развивающая — это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер; 3) воспитательная — формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу; 4) социальная — формирование
Движущие силы обучения — это противоречия.
Основные противоречия в процессе обучения:
1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения; 2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются; 3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением; 4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником; 5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;
Закономерности процесса обучения. Закономерность — это объективно-стойкие и существенные связи в учебном процессе, которые обеспечивают его эффективность.
Общие закономерности процесса обучения:
1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку; 2) создание условий для получения радости; 3) учет возрастных и индивидуальных особенностей; 4) согласованность единства всех обучающих институтов;
Специфические закономерности:
1) состоит в воспитательном характере процесса обучения; 2) процесс обучения зависит от условий его протекания; 3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения явл. устная речь ребенка; 4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика; 5) активность ученика к процессу обучения.
- Комментарии к презентации: Индивидуализация образовательного процесса через дистанционные формы обучения Индивидуализация образовательного процесса Через дистанционные формы обучения 1 слайд Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс образования. Это особенно важно как при обучении детей с ограниченными возможностями, так и в условиях больших учебных нагрузок […]...
- Развивающая функция обучения Развивающая функция обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Развивающая функция обучения рассматривалась в работах таких известных педагогов, как И. Г. Пестолоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выгодский, Л. В. Знаков, В. В. Давыдов и др. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые […]...
- Процесс обучения, его структура и функции Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного пед. процесса. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая. Структура. Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка) […]...
- Вспомогательные формы организации обучения Вспомогательные формы организации обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. К наиболее распространенным вспомогательным формам организации обучения относятся факультативы, кружки и клубы. Факультативы являются эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Основная задача факультатива состоит в углублении и расширении знаний, развитии способностей и интересов учащихся, а […]...
- Заочная и дистанционная формы обучения. В чем различия данных форм обучения? Заочная и дистанционная формы обучения. В чем различия данных форм обучения? Все новое, что прокрадывается в нашу жизнь, мы непременно сравниваем с тем, что уже существует и является традиционным для нас. Каждую новинку мы оцениваем, отталкиваясь от того, что существует, и в этом наша ошибка. Данное явление характерно и для термина «дистанционное обучение». Довольно многие […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является «переживание» знаний, «вчувствование» в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Сущность и назначение урока Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходят усвоение детьми знаний, формирование умений и. навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Структура и типы урока. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Структурное построение урока зависит от конкретных учебно-воспитательных […]...
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, […]...
- Применение технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит — 25 % видимой информации, когда видит и слушает — 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, […]...
- Инновационные технологии обучения как средство развития познавательной деятельности учащихся Образование третьего тысячелетия — это образование для конкретного человека и человечества вообще. Главное в новой парадигме образования — это ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям развития общества, признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством а последнее с познавательной деятельностью: развивается лишь тот, кто […]...
- Развитие форм обучения в истории педагогики Понятие «форма организации учебной работы» берет начало от лат. forma, что означает «наружный вид». Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся временем и местом обучения, порядком его осуществления. Исторически в педагогике эволюционировали следующие формы учебной работы: индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная система; Белл-ланкастерская система; Батавская […]...
- Предмет педагогики В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого «детовождение». Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более […]...
- Урок-основная форма организации обучения. Современный урок в начальной школе Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок. «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению […]...
- Что представляет собой обучение и каковы его задачи Предметом педагоги как науки является изучение процессов обучения и воспитания личности. Проблемы обучения исследует дидактика. Объектами дидактических исследований являются реальные процессы обучения связи между различными их сторонами. К числу основных понятий дидактики относятся: обучение, преподавание, учение, образование. Обучение — это целенаправленное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта […]...
- «Элементы проблемного обучения на уроках физики» МКОУ Григорьевская ООШ Сообщение на РМО. Тема: «Элементы проблемного обучения на уроках физики» Учитель: Андреева Е. В. 2012г. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей. Выпускник современной школы должен владеть основами современной физики, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно […]...
- Мастерство учителя в активации познавательной деятельности учащихся на уроке Мастерство — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий […]...
- Принципы обучения на родном языке по Коменскому Ян Амос Коменский — один из самых выдающихся педагогов-мыслителей. В «Великой дидактике» Я. А. Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я. А. Коменскому, до 24 лет. I ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет […]...
- Виды и формы обучения в России Если отсутствует первая часть, деятельность превращается в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, т. к. у человека не сформирована при этом способность оценить свое […]...
- Сочинение на тему: «Проблема воспитания и обучения» Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека. Именно от того, как будет воспитан человек, какая атмосфера будет царить в его семье, будет зависеть его будущее, его характер и его жизненные цели. Обучение, также несомненно важно в жизни каждого человека, ведь без образования […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Общая характеристика развития страны в годы после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы, объединенные в последние десятилетия: советская литература, возвращенная литература и литература русского зарубежья. Советская литература. 19171941 годы: Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» […]...
- Системный анализ и ТРИЗ в школьной программе — когда и как. Опыт российских коллег. Проблема интенсификации обучения Объем знаний в мире стремительно увеличивается. Соответственно, увеличивается объем информации, которую человек должен освоить в школе. Сегодня массовая школа пытается решить эту проблему экстенсивным путем: увеличивается количество уроков (современный школьный дневник рассчитан уже не на 6 уроков в день, как это было в наше время, а на 8), удлиняется время обучения за счет перевода начальной […]...
- Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного обучения и воспитания Педагогический совет по теме. «Коммуникативная культура учителя как условие Личностно-ориентированного обучения и воспитания» Цель: определить степень сформированности коммуникативных навыков у педагогов гимназии и оценить уровень коммуникативной культуры учителей в системе взаимодействия с учащимися. Задачи: — познакомить педагогов с понятиями «коммуникативной культуры учителя», «коммуникативной компетентности учителя»; — используя диагностическую методику, определить состояние сформированности основных коммуникативных навыков […]...
- Интерактивные технологии обучения младших школьников Повлиять на традиционный процесс обучения, повысить его эффективность, направить его на развитие личности ученика поможет использование интерактивных технологий в обучении. Слово «интерактив» — (с англ.) от слова «интеракт», где «интер» — взаимный и «акт» — действовать. Таким образом, интерактивный — способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет […]...
- Информационно-коммуникационная компетенция учителя как залог интенсивного учебного процесса В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития — информационная эра. Современную жизнь сложно представить без использования компьютерной техники. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, […]...
- Развитие детей с отклонениями: сущность, причины, помощь Развитие детей с отклонениями: сущность, причины, помощь. С рождением ребенка у каждой семьи появляется новый смысл жизни, она расцветает новыми яркими красками. Когда ребенок подрастает, родители делают все возможное, чтобы его жизнь была обеспечена всем необходимым. Когда ребенок идет в школу и показывает там великолепные результаты, гордости родителей просто нет предела, они говорят: «Мы всегда […]...
- Проектная деятельность на уроках технологии как основа развивающего обучения Проектная деятельность на уроках технологии как основа развивающего обучения. Современная система образования дает учителю возможность среди множества инновационных методик выбрать свою. Личность ученика, его отношение к процессу обучения, совместные с педагогом действия, направленные на получение результата — вот залог успеха. И каждому ученику, стремящемуся получить знания на теперешнем уроке, легче это сделать, следуя правилу » […]...
- Сущность грибоедовского замысла пьесы «Горе от ума» Образ Чацкого придает гениальному творению Грибоедова не только национально-историческое значение. Подобно шекспировскому «Гамлету» или «Дон Кихоту» Сервантеса, «Горе от ума» полно глубокого общечеловеческого смысла. Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно […]...
- Проблемы обучения информатики в школе ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИКО — МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Реферат Проблемы информатики в школе Реферат написан студентом 3 курса Ереминым Д. С. Вологда 1999 год. План: I. Информатика в наше время.1. Быстро развивающаяся наука — информатика. 2. Школьный курс информатики. 3. Применение человеком компьютера как инструмента. II. Основные проблемы информатики в школе.1. Кризис в развитии информатики. […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права — борьба вокруг крестьянского вопроса и ее отражение в литературе. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов. Основные течения, направления. Демократизация литературы. Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Борьба литературных направлений. Развитие литературы критического реализма. […]...
- Три метафоры «компьютерного обучения» Moжно выделить, как минимум, три подхода к применению компьютеров в обучении, которые применяются сегодня. Речь идет о компьютере, как хранилище (источнике) информации, о компьютере, как развивающей среде, о компьютере, как развивающем устройстве. Компьютер, как источник информации. Неявно предполагаемую посылку, лежащую в основе этого подхода можно сформулировать так: «Компьютер содержит, или может содержать, весь мыслимый материал, […]...
- Описание активного метода обучения «Автобусная остановка» Метод активного обучения. Мне кажется, что метод может использоваться как для детей младшего возраста, так и для детей старшего школьного возраста. Метод «Автобусная остановка» Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 20-25 мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот ), фломастеры. Проведение: Учитель определяет […]...
- Работа по технологии концентрированного обучения Памятка для учителя Еще лет пятнадцать назад концентрированное обучение (или как его обычно называют — «погружение») было достаточно экзотическим новшеством. Немногие публикации об этой новации вызывали неподдельный интерес. Сегодня же трудно найти регион, где хотя бы несколько школ не работали в режиме этой технологии. Есть уже и более десяти диссертаций об этом педагогическом изобретении. Существует […]...
- Сущность теории «эпического театра» в связи с пьесой «Мамаша Кураж и ее дети» Теоретическое комментирование сочетается в ней с пониманием Брехта сущности реализма. Через реализм драматург искал путь воздействия на зрителей, которых он сталкивает с неприкрашенными конфликтами мира. Но вместе с тем, будучи новатором, Брехт пришел к мысли, что изображение органической ненадуманной сущности жизни может вызвать у зрителей фатальное отношение к конфликтам. Недаром теоретики критического реализма возводили эстетику […]...
- Что понимают под техникой чтения? Влияние смыслового и технического чтения на процесс обучения Что же понимают под техникой чтения? Чтение-это сложный психофизиологический процесс, в котором выделяют 2 стороны:1)смысловой-понимание, осознание смысла; 2)технический-темп, правильность, выразительность. Осмысленность:содержание каждого из предложений, уяснение смысловой связи между предложениями, содержание отдельных частей(абзацев, эпизодов, глав)и смысла этих частей(не только о чем говорится, но и что этим сказано).Правильность:читающий избегает ошибок, либо наоборот заменяет, переставляет, искажает буквы(звуки),слоги и […]...
- Общая характеристика литературного процесса в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Литература развивается в тесной зависимости от общественной жизни страны. Естественно что те события, которые произошли на Руси в XVII веке, отразились и в литературе. Русская литература становится более светской, и народное творчество начинает оказывать более сильное воздействие на книжную литературу, особенно на ее язык. С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы […]...
- Моделирование личностно-ориентированного урока Моделирование Личностно-ориентированного урока Государственная национальная программа «Образование: Украина XXI века» определила стратегию развития образования в Украине, приоритетные направления и пути «…создания жизнеспособной системы бесконечного обучения и воспитания для достижения высоких образовательных уровней, обеспечения возможности постоянного духовного самосовершенствования личности, формирование интеллектуального и культурного потенциала как наивысшей ценности нации». В основе образовательных программ учебных заведений должны быть […]...
- Своеобразие литературного процесса В 60-е гг. XIX в. были созданы замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. В них были заметны, естественно, разные подходы к актуальным проблемам современности, разным было соотношение социальности и психологизма, характера и среды, сатирического гротеска и правдоподобия. Но при всем при этом нельзя было не ощутить расцвета творчества во всех родах […]...
- Ян Амос Коменский. Через главное сочинение Коменского — «Великая дидактика» Красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, […]...
- Сущность жизни и свойства живого Вопрос 1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»? Точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Например, рост характерен не только для живых существ, но и для минералов. Вопрос […]...
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс — совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие » историко-литературный процесс «. Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения. Непрерывное изменение литературы — […]...