Своеобразие литературного процесса
В 60-е гг. XIX в. были созданы замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. В них были заметны, естественно, разные подходы к актуальным проблемам современности, разным было соотношение социальности и психологизма, характера и среды, сатирического гротеска и правдоподобия. Но при всем при этом нельзя было не ощутить расцвета творчества во всех родах литературы и во всех жанрах.
Достаточно упомянуть лишь несколько названий, чтобы представить, в каком быстром и напряженном темпе шло развитие русской литературы.
Появляется роман Достоевского “Униженные и оскорбленные”, открывающий новые горизонты в истории мировой литературы… Впрочем, можно ли все перечислить? Мы ограничились упоминанием романов, но ведь в это время создают прекрасные стихи такие поэты, как Фет, Тютчев, Некрасов, новый
Говоря о своеобразии литературного процесса в 60-е гг., следует отметить расширение тематического диапазона литературы, новые сюжеты, новые характеры действующих лиц. Происходят существенные изменения в жанровой системе.
Наконец, нельзя забывать и о смелых творческих поисках русских писателей, об их художественном новаторстве. Особенно показательно в этом отношении своеобразное сочетание в их произведениях двух начал – романтического и реалистического.
Проблема соотношения реализма и романтизма относится к числу сложнейших. Следует помнить, что к любым явлениям искусства нельзя подходить с какими бы то ни было однозначными критериями. Нельзя, в частности, рассуждать: что лучше – романтизм или реализм? Завоевания реалистической литературы, бесспорно, были громадным шагом вперед в самопознании и познании человеком мира.
А романтиков отличала большая тяга к масштабности изображения событий, к постановке вопросов о судьбах всего человечества.
Но в том и величие русской литературы, что наши классики никогда не были “чистыми” реалистами. В творчестве каждого из них в большей или меньшей степени всегда присутствовали романтическая направленность, одухотворенность, служение высоким идеалам, которые придавали их книгам подлинную поэтичность и устремленность к мировой гармонии.
- Своеобразие литературного процесса (о литературе 60-х гг. XIX века) В 60-е гг. XIX в. были созданы замечательные произведения, вошедшие в золотой фонд русской и мировой культуры. В них были заметны, естественно, разные подходы к актуальным проблемам современности, разным было соотношение социальности и психологизма, характера и среды, сатирического гротеска и правдоподобия. Но при всем при этом нельзя было не ощутить расцвета творчества во всех родах […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права – борьба вокруг крестьянского вопроса и ее отражение в литературе. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов. Основные течения, направления. Демократизация литературы. Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Борьба литературных направлений. Развитие литературы критического реализма. […]...
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Общая характеристика развития страны в годы после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы, объединенные в последние десятилетия: советская литература, возвращенная литература и литература русского зарубежья. Советская литература. 19171941 годы: Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: “Железный поток” А. Серафимовича, “Бронепоезд 14-69” […]...
- Периодизация литературного процесса ХІХ столетия Бунт Жульена Сореля (“Красное и черное” Стендаля) против кастовой замкнутости французского общества субъективно будто бы целиком оправдан и понятен. Тем не менее, объективно он обусловил лицемерие героя и ужасное преступление – выстрелы в госпожу де Реналь в церкви. Пророческий гений Гобсека, который дал возможность этому старикану постигнуть в начале ХІХ ст. еще скрытую для многих […]...
- Общая характеристика литературного процесса в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Литература развивается в тесной зависимости от общественной жизни страны. Естественно что те события, которые произошли на Руси в XVII веке, отразились и в литературе. Русская литература становится более светской, и народное творчество начинает оказывать более сильное воздействие на книжную литературу, особенно на ее язык. С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы […]...
- Своеобразие комедии Грибоедова “Горе от ума” как литературного произведения начала 20-х годов xix века Комедия Грибоедова “Горе от ума”, бесспорно, лучшее произведение великого драматурга. Можно даже сказать, что для потомства Грибоедов навеки остался автором одного про – изведения. Комедия стоит “каким-то особняком”, по словам Гончарова, среди ранних произведений Грибоедова, да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров. Своеобразие комедии Грибоедова в том, что эта “гениальнейшая русская драма” […]...
- Цель литературного образования Существовавшая система ЛО являлась органической частью административно-командной системы в области образования. Она была основана на принципах единомыслия, принудительного уравнивания, классовых подходов, партийности, социалистического реализма, догм и стереотипов. Литература превратилась в дополнительное пособие к истории. Предметом внимания школьников были не художественные произведения, а классовая идея. С провозглашением приоритета общечеловеческих ценностей такие подходы к литературе недопустимы. Новые […]...
- Модернизм и авангард: поиски новых форм литературного творчества Недаром существование литературы называют именно процессом (литературный процесс), ведь она находится в постоянном движении, в развитии. Поэтому, на каждом этапе развития человечества литературные явления условно можно поделить на упроченные – с одной стороны, обычные, и, с другой стороны, – новые, или модерные. В таком понимании каждая эпоха имела свой модернизм: была новейшая, модерная литература античности, […]...
- Пушкин творец национального литературного языка Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. На протяжении всего XV в. от Ломоносова до Радищева и Карамзина в развитии русского литературного языка постепенно усиливается тенденция к сближению книжной литературной речи с народным языком, с бытовым просторечием:. Однако только Пушкин гениально завершает этот процесс и развивает до совершенства тот изумительный по выразительности и. богатству […]...
- Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Краткое изложение текста Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) – выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: “Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века” (1938), “Русская литература XVIII века” (1939), “Пушкин и русские романтики” (1946), “Пушкин и проблемы реалистического стиля” […]...
- Направление литературного образования Программа школьного предмета литературы строится на основе сочетания искусства слова с литературоведческой наукой, призванной раскрывать его закономерности, родниковые истоки и богатства. В центре программы для каждого класса, с четвертого (пятого) по одиннадцатый включительно, а пропедевтика – с первого, как и с дошкольных заведений, – содержатся подобранные в соответствии с вековыми, психологическими возможностями детей выдающиеся по […]...
- Белинский и Чернышевский как создатели концепции литературного развития В статьях Пушкина “О прозе” и “О народности в литературе” с присущими великому поэту четкостью и лаконизмом сформулированы положения о главном достоинстве прозаического повествования – наличии в нем “мыслей и мыслей” и о главной задаче литературы – воспроизведении “особенной физиономии” народа, определяемой совокупностью обычаев, чувств, мыслей народа. Пушкин также сделал много для выработки русской критикой […]...
- Особенности тестирования по предметам литературного цикла Современное реформирование общего среднего образования предусматривает реализацию принципов гумманизации и демократизации, методологическую переориентацию процесса обучения на развитие личности каждого ученика, формирование его особенностей. Эти тенденции приобрели мощный импульс с вхождением украинского образования в Болонский процесс, который предопределяет адаптацию и переориентацию отечественных образовательных стандартов и моделей на европейские стандарты и модели, в частности переход от традиционных […]...
- Мастер и МАССОЛИТ. Две концепции литературного творчества в произведении Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Иными словами, над творчеством стояла политика, и литература подчинялась единому канону, так называемому соцзаказу. Но в любое время […]...
- Урок на тему – М. В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха Ученики уже много вспомнили о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Предложим им самостоятельно прочитать статью учебника (с. 42-44). Что нового вы узнали из этой статьи? Какие факты привлекли ваше внимание? Какие события русской литературы вы смогли понять глубже? Мы называем Ломоносова теоретиком и практиком классицизма. Что же такое Классицизм? Записываем в тетради определение классицизма, […]...
- МАСТЕР И МАССОЛИТ. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Иными словами, над творчеством стояла политика, и литература подчинялась единому канону, так называемому соцзаказу. Но в любое время […]...
- Национальное своеобразие русской литературы. Литературные направления 1840-х годов Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы. В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине […]...
- Реформа литературного языка Карамзина Так называемая реформа литературного языка, проведенная Карамзиным, выразилась не в том, что он издал какие-то указы и изменил нормы языка, а в том, что он сам стал писать свои произведения по-новому и помещать в своих альманахах переводные произведения, также написанные новым литературным языком. Читатели знакомились с этими книгами и усваивали новые принципы литературной речи. Карамзин […]...
- Начало литературного пути Толстого А. Н Первые стихи А. Толстой начал писать в 16 лет (“беспомощное подражание Некрасову и Надсону”, по собственной оценке). В Петербурге Толстой познакомился с символистами и на ка-кое-то время оказался под их влиянием. Он писал об этом: “…весною 1907 года я написал первую книжку “декадентских” стихов. Это была подражательная, наивная и плохая книжка. Но ею для самого […]...
- Труды Ломоносова о необходимости единства содержания и формы литературного произведения Общественные и политические преобразования первых десятилетий XVIII в., интенсивный процесс “обмирщения” многих сторон русской действительности не могли не найти своего отражения в литературе. Но, как было уже отмечено, новая проблематика, новые идеи, попытки создания характера человека нового времени и т. п. (иными словами – так называемые “содержательные” элементы художественной литературы) все еще продолжали облекаться в […]...
- Глава I Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. Краткое изложение текста 1.Что дала и чего еще не дала методика в школе 2.О каких проблемах пойдет речь в книге Наша школа достигла больших успехов, особенно за последние десять-пятнадцать лет, в области преподавания литературы… Собственно-методическая мысль не так уж много помогала улучшению преподавания литературы, т. е. немного помогала теоретической разработкой соответственных вопросов и обобщением прекрасного опыта лучших учителей. […]...
- Как мы сами ремонтировали квартиру (описание процесса труда) Моя мама – маляр-штукатур. Она умеет выполнять все отделочные работы во время строительства дома. А когда мы делали в квартире ремонт, мама была главной, а мы с папой были исполнителями, выполняли ее указания. Во время ремонта квартиры надо было заменить обои, покрасить окна, двери, привести в порядок паркет. Все необходимое для ремонта родители купили заранее. […]...
- Вклад Дениса Фонвизина в развитие русского литературного языка Одним из писателей, которые сыграли значительную роль в развитии русского литературного языка на новом этапе, был Денис Иванович Фонвизин. Во второй половине XVIII в. пышное многословие, риторическая торжественность, метафорическая отвлеченность и обязательная украшенность постепенно уступали место краткости, простоте, точности. В языке его прозы широко используется народно-разговорная лексика и фразеология; в качестве строительного материала предложений выступают […]...
- Проза Д. И. Фонвизина в истории русского литературного языка СОДЕРЖАНИЕ Вклад Д. И. Фонвизина в развитие русского литературного языка Особенности языка комедий Д. И. Фонвизина на примере комедии “Недоросль” Язык прозы Д. И. Фонвизина Вывод Библиография ВКЛАД Д. И. ФОНВИЗИНА В РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Одним из писателей, которые сыграли значительную роль в развитии русского литературного языка на новом этапе, был Денис Иванович Фонвизин. […]...
- Общее понятие о теме литературного произведения Общее понятие о теме литературного произведения Понятие темы, как, впрочем, и многих других терминов литературоведения, заключает в себе парадокс: интуитивно человек, даже далекий от филологии, понимает, о чем идет речь; но как только мы пытаемся определить это понятие, закрепить за ним какую-то более или менее строгую систему значений, то оказываемся перед очень сложной проблемой. Связано […]...
- Ранняя юность как этап литературного развития школьников В психологии существует понятие “сензитивный период”. Этим именем известный биолог де Фриз обозначил те экспериментально установленные периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определенного рода. Л. Выготский писал: ” Обучение оказывается самым плодотворным лишь тогда, когда оно осуществляется в пределах периода, означаемого зоной ближайшего развития”. Психолог разграничил понятие “обучение” и “развитие”, считая, […]...
- Сочинение на тему: “Чтение литературного произведения – труд или отдых?” Чтение литературного произведения – труд или отдых? На протяжении развития цивилизации существуют люди, имеющие потребность свои мысли, впечатления и переживания обрекать в буквы и тексты. Другие же с удовольствием их читают. Сегодня человечеству доступны авторские литературные произведения разных жанров и многих столетий. В последнее десятилетие обрело популярность мнение, что каждый человек за свою жизнь должен […]...
- Чтение литературного произведения – труд или отдых? Нельзя однозначно причислить чтение литературных произведений к отдыху или труду. Мы наслаждаемся книгой, но одновременно получаем новые знания, развиваемся. Во многом определяющим критерием является жанр книги: развлекательная она или серьезная. В процессе чтения отдых и труд стоят рядом, попеременно занимая лидирующие позиции. Чтение дает возможность отстраниться от внешнего мира, житейских проблем, погрузиться в описанный автором […]...
- Своеобразие повествовательной манеры в романе “Обломов” И. А. Гончарова По структуре своей “Обломов” является типичным примером так называемого “монографического” романа, романа-биографии. Жизнь героя последовательно раскрыта от рождения до смерти. Все другие действующие лица, даже представляющие несомненный повествовательный интерес (такие, как Штольц и Ольга Ильинская), призваны, в первую очередь, “высветлить” Обломова, дать ему возможность проявить себя в различных ситуациях. Гончарова принято считать образцом строго объективного […]...
- Моя работа в мастерской (описание процесса труда) Сейчас много товаров и нужных вещей продается в магазинах и на рынках, но я с уважением и даже с легкой завистью отношусь к тем людям, которые все могут сделать своими руками. С нетерпением ожидал я, когда у нас начнутся уроки труда в школьной столярной мастерской. И вот наступил этот день. Учитель труда сначала подробно рассказал […]...
- Художественное своеобразие романа “Доктор Живаго” Роман “Доктор Живаго” Б. Л. Пастернака нашел своего читателя не так давно, ибо советские чиновники долгое время считали его запретным. Даже Константин Симонов однажды сказал: “Нельзя давать трибуну Пастернаку!” О чем же повествует роман “Доктор Живаго”? В произведении речь идет о представителе интеллигенции – Юрии Андреевиче Живаго, Рассказывается о судьбе этого человека, который, против своей […]...
- Скворечник (сочинение-описание процесса труда) В нашей школе уроки труда всегда проходят очень интересно, поэтому время пролетает незаметно. Так было и на этот раз, когда учитель объявил конкурс на лучший скворечник. Как всегда, Андрей Викторович очень понятно объяснил, что, в каком порядке и как делать. Убедившись, что мы прекрасно поняли, что от нас требуется, он разрешил приступить к работе. Моментально […]...
- Сущность процесса обучения Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, – организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; – Овладение научными знаниями умениями, навыками; – формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной […]...
- Как пекут куличи (сочинение-описание процесса труда) Во все времена народ очень любил праздники. Но с какой-то особой надеждой, трепетом и любовью люди ждали Пасху. Именно в эти дни начинается настоящая весна, с ее буйными красками и благоуханием. К этому празднику во всех домах бабушки и мамы пекут куличи, делают творожные пасхи и красят яйца. С детства я всегда жду с нетерпением […]...
- Описание трудового процесса Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Пословица Я очень люблю наблюдать, как шьет моя мама. Она аккуратно складывает половинки ткани, сметывает их вручную, а потом сшивает на швейной машине. Строчка получается ровная, без зигзагов и отклонений. Потом мама берет утюг и отпаривает шов. Шьет она обычно что-нибудь мне, поэтому я сижу рядом, постоянно […]...
- Идейно-художественное своеобразие “Повестей Белкина” Идейно-художественное своеобразие “Повестей Белкина” “Повести Белкина” задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие романтические сюжетные штампы и “переворачивает” их. Конфликт в “Станционном смотрителе” нарочито банален. Военный заезжает на постоялый двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой. По всем канонам романтической литературы история должна непременно закончиться трагически. Пушкин следует этой традиции […]...
- Что является главным при определении “специфического колорита” литературного развития тридцатых годов Работа Пушкина проходила в условиях господства романтизма. Создавая реалистические произведения, отстаивая реализм, он шел против течения. Отсюда возраставшее из года в год непонимание поэта критикой и читателями. Но Пушкина не только не понимали – с ним боролись, его стремились дискредитировать, его подвергали травле. Должно помнить о той тяжелой атмосфере, в которой работал Пушкин, сурово н […]...
- Индивидуальный стиль литературного произведения Индивидуальным воплощением художественного метода является стиль. Если метод определяет общее направление творчества, стиль отражает индивидуальные свойства художника слова. Согласно с метким высказыванием Л. Тимофеева, “в методе находят в первую очередь то общее, что связывает художников, а в стиле – то индивидуальное, что разделяет их: личный опыт, талант, манеру письма”. Стиль – это совокупность художественных особенностей […]...
- Комментарии к презентации: Индивидуализация образовательного процесса через дистанционные формы обучения Индивидуализация образовательного процесса Через дистанционные формы обучения 1 слайд Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс образования. Это особенно важно как при обучении детей с ограниченными возможностями, так и в условиях больших учебных нагрузок […]...
- Валидность тестов по предметам литературного цикла Вопрос валидности (полноценности, репрезентативности) тестовых задач является ключевым, поскольку тестирование должно давать полноценные, общепризнанные (экспертами, политиками, учениками, их родителями, всем обществом) оценки реального состояния учебных достижений школьников по конкретным предметам. Учителю необходимо обратить внимание на то, чтобы тестовые задачи охватывали не отдельные, а все разделы и компоненты школьной программы, и вдобавок пропорционально к количеству времени, […]...