Периодизация литературного процесса ХІХ столетия
Бунт Жульена Сореля (“Красное и черное” Стендаля) против кастовой замкнутости французского общества субъективно будто бы целиком оправдан и понятен. Тем не менее, объективно он обусловил лицемерие героя и ужасное преступление – выстрелы в госпожу де Реналь в церкви. Пророческий гений Гобсека, который дал возможность этому старикану постигнуть в начале ХІХ ст. еще скрытую для многих суть капитализма, не спас самого ростовщика от власти золота.
Этот “философ” и служитель богатства в конце своей жизни деградировал и стал не
Теория Родиона Раскольникова, который тонко ощущает всю несправедливость общественного устройства, которая щедро порождает и беспощадно убивает “униженных и оскорбленных” и “пьяненьких”, приводит к тому, что умный интеллигентный юноша становится преступником и ощущает, что он безобразен даже самому себе (роман “Преступление и наказание” Ф. Достоевского).
Волевая и умная женщина Анна Каренина стремится к любви,
Итак, писатели ХІХ ст. опередили даже философов, спрогнозировав будущее разнообразных теорий и концепций, внедряемых в реальной жизни.
Конечно, евразийские Запад и Восток контактировали и раньше. Формы их контактов были разными: от военных конфликтов (вторжение гуннов, ужасное монгольское нашествие на Европу, крестовые походы на мусульманский Восток) до мирных и взаимовыгодных торговых связей (вспомним хотя бы “чайные” или “шелковые” пути, которыми с давних времен шли в Европу караваны из далекого и экзотического Китая). Великие географические открытия раскрыли европейцам еще более широкое разнообразие мира, а Соединенные Штаты Америки сделали мир “биполярным”, условно поделив его на Старый (Европа) и Новый (Америка).
Однако лишь в ХІХ ст. военная и экономическая экспансия Запада по всему земному шару стала тотальной. Так, уже фактически не осталось территории, которая бы ни была обозначена названием какой-то могущественной европейской страны – формировались колонии: английские, французские, испанские, португальские.
Это, соответственно, предопределяло рост интенсивности культурных обменов, развитие регионального и мирового искусства. Недаром именно в начале ХІХ ст. у Гете возникла мысль о наступлении эпохи “всемирной литературы”. Со времен эпохи романтизма (с ее открытием “местного колорита” и вниманием к фольклору) все больше осознается национальная неповторимость каждого народа, а затем – и его культуры как одного из проявлений характера и “национального духа”.
Историзм (т. е. изучение предметов и явлений в их историческом развитии как художественный принцип), на пути к которому был сделан шаг еще просветителями и особенно романтиками, становится очень важным достоянием эпохи реализма.
С развитием исторического мышления специфическое и индивидуальное более четко постигается в существенно более широкой, общей картине, которая охватывает не только отдельные страны и регионы мира. Культурный процесс ХІХ ст. (конечно, очень условно и не безоговорочно) за доминантами можно распределить на такие главные этапы: начало XIX ст. – 1830-е годы – эпоха романтизма; 1860-е годы – эпоха реализма; 1890-е годы – эпоха раннего модернизма.
Т. е., если безусловным достижением “романтического историзма” было ощущение отличия, неповторимости, эксклюзивности определенных явлений, открытие исторического и местного колорита, разного для каждого народа и эпохи, то следующим этапом исторической и художественной мысли – реалистического историзма – стало понимание диалектического сходства в разном, умение устанавливать связи и похожесть в том, что постоянно изменяется. В национальных культурах разные народы мира формируют те или иные комплексы эстетичных проблем, которые особенно остро ощутимы в каждой стране, но вместе с тем являются отдельными аспектами художественной проблематики человечества в целом.
Именно поэтому степень мирового значения национального искусства или определенного периода его развития определяется объективной ценностью его взноса в казну общечеловеческой культуры. Так, испанский художник Ф. Гойя создал картину “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года” (1814), учтя конкретные условия партизанской борьбы испанцев против французских оккупантов и традиции испанской культуры, предрасположенной к напряженно жестких контрастов.
Особые условия назревания Великой французской революции стимулировали обращение художников к гражданской героике античного мира. Это воплотилось в создании Ж. Л. Давидом известной картины “Клятва Горациев” (1784). Со временем рациональный критический анализ современности (характерная особенность французского искусства ХІХ ст., возможно – отголосок эпохи Просвещения с ее верой в силу науки, научно-объективного анализа) вызвал возникновение социального романа – произведений Стендаля, Бальзака, Золя.
А расцвет немецкой философской мысли эпохи Конта, Фихте, Гегеля, который сопровождался образованием специфического философско-художественного универсализма “Фауста” Гете, нашел свою аналогию в философичной многозначности пейзажей немецкого живописца К. Д. Фридриха. Но в каждом из этих неповторимых художественных явлений вместе с тем с познанием специфических путей развития “национального духа” воплощены глубинные вопросы общечеловеческого масштаба.