Урок на тему — М. В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха
Ученики уже много вспомнили о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Предложим им самостоятельно прочитать статью учебника (с. 42-44).
Что нового вы узнали из этой статьи? Какие факты привлекли ваше внимание? Какие события русской литературы вы смогли понять глубже?
Мы называем Ломоносова теоретиком и практиком классицизма. Что же такое Классицизм?
Записываем в тетради определение классицизма, обратившись к статье учебника «Классицизм» (с. 39).
Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе
Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.
— К какому «штилю» относится жанр оды? Какие сло Ва — старославянские или русские — должны преобладать
В одах?
Учитель читает торжественное стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (текст дан на с. 59-61 учебника).
Домашнее задание
Перечитать стихотворение М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», сформулировать его основную мысль (устно или письменно — на усмотрение учителя).
- Михаил Васильевич Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения. Краткое изложение текста Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и […]...
- Поэтическая деятельность Ломоносова (Ломоносов М. В.) Ломоносов был не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот, Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту. Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов — поэт, гражданин Русская литература XVIII века формировалась под воздействием великих трансформаций, привнесших в общественно-политическую и культурную жизнь державы преобразования Петра. У начала новейшей русской художественной литературы периода жизни М. В.Ломоносова возвышается его титаническая личность. Ломоносов — величайший ученый, однако он и наилучший из современных поэтов, которому принадлежат творения самых разнообразных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, […]...
- Ломоносов как ученый общественный деятель (Ломоносов М. В.) Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта. Как ученый Ломоносов работал в области многих наук, обнаружив необычайную широту и разносторонность своих дарований, исключительную творческую одаренность. Он сделал много важнейших открытий, особенно в любимых им науках — физике и химии. Так, опередив на сто лет […]...
- О жизни и творчестве М. В. Ломоносова М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия). Ломоносов был щедро одарен многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся русский просветитель Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся русский просветитель, ученый, естествоиспытатель. «С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», — так определил В. Г. Белинский место и значение его творчества в истории отечественной литературы. В работе Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворчества» была предложена реформа русского стихосложения. Суть ее заключалась в замене силлабической […]...
- МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765) Необычайна его биография. Он родился на Севере — недалеко от деревни Холмогоры, вблизи Архангельска, в Беломорском крае. Жившие там государственные крестьяне не знали ни крепостного права, ни нашествия Орды. То были люди суровой морской выучки, преисполненные духа новгородской предприимчивости. Со времен Ивана Грозного Архангельск вел торг с Англией и другими странами, […]...
- Урок на тему — М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» Ломоносов утверждал волнообразную теорию света, занимался теорией горения, изучал электричество, в том числе атмосферное электричество. В следующей строфе поэт-ученый выдвигает четыре научные гипотезы, которыми пытается объяснить феномен северного сияния. В своем «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: «Сверх сего ода […]...
- Проза Д. И. Фонвизина в истории русского литературного языка СОДЕРЖАНИЕ Вклад Д. И. Фонвизина в развитие русского литературного языка Особенности языка комедий Д. И. Фонвизина на примере комедии «Недоросль» Язык прозы Д. И. Фонвизина Вывод Библиография ВКЛАД Д. И. ФОНВИЗИНА В РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Одним из писателей, которые сыграли значительную роль в развитии русского литературного языка на новом этапе, был Денис Иванович Фонвизин. […]...
- Вклад Дениса Фонвизина в развитие русского литературного языка Одним из писателей, которые сыграли значительную роль в развитии русского литературного языка на новом этапе, был Денис Иванович Фонвизин. Во второй половине XVIII в. пышное многословие, риторическая торжественность, метафорическая отвлеченность и обязательная украшенность постепенно уступали место краткости, простоте, точности. В языке его прозы широко используется народно-разговорная лексика и фразеология; в качестве строительного материала предложений выступают […]...
- Происхождение русского литературного языка До XIV в. существовал древнерусский язык как общий язык предков украинцев, белорусов и русских. Русский язык принадлежит к восточной группе славянских языков. В эту группу входят украинский и белорусский языки. Кроме восточной группы, среди славянских языков есть еще и южная группа (болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский языки) и западная группа языков (польский, словацкий, чешский и некоторые […]...
- М. В. Ломоносов — поэт эпохи классицизма 1. Отражение исторических событий и портреты великих людей. 2. Роль мифологических героев. 3. Особенности языка и стиля. 4. Воспитание гармонической личности. 5. Рациональное постижение окружающего мира. Учитесь у всех — не подражайте никому. М. Горький Эпоха классицизма имела весьма строгие каноны, которым должен был неукоснительно следовать автор при создании произведения. Он не мог смешивать жанры […]...
- Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит» Урок русского языка в 1 классе на тему «Алфавит» Составила: Семенец Лариса Викторовна, Учитель начальных классов МБОУ «Тюлькинская ООШ». Тема: Алфавит Цели: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита. — формирование УУД: Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: выполнение […]...
- Урок русского языка 5 класс «Согласные звонкие и глухие» Урок презентация — >скачать презентацию Цели: 1. Сформулировать представление о некоторых особенностях фонетической системы русского языка и русской звучащей речи. 2. Создать базу для усвоения основ русской орфографии и грамматики. 3. Повторить орф. №1,2, 3, синтаксис простого и сложного предложения. 4. Вырабатывать навыки грамотного письма. 5. Развивать культуру устной и письменной речи. 6. Воспитывать у […]...
- Сочинение Тема: История русского литературного языка -4 Май Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным: Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом […]...
- Словарь современного русского литературного языка Словарь современного русского литературного языка Наиболее полным академическим словарем остается Словарь современного русского литературного языка в 17 томах, работа над которым продолжалась около 30 лет и закончилась в 1965 г. Словарь отражает тщательно разработанную систему грамматических характеристик слов, особенностей правописания и произношения слов. Общая концепция словаря менялась: лишь в первых томах слова располагались по гнездовому […]...
- Оды — М. В. Ломоносов Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина» (1739) — посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: «Не ад ли тяжки узы рвет и челюсти разинуть хочет?». Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому «чтоб орлов сдержать полет, таких препон на свете нет». Посрамленные турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна […]...
- Биография Ломоносова. Личность, ученый, поэт М. В. Ломоносов. Личность, ученый, поэт. (1711-1765) В этом году исполняется 305 лет со дня рождения М. В. Ломоносова. В. Г. Белинский писал: «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ». Широко известно пушкинское высказывание: «…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым […]...
- Анализ стихотворения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…» В мае 1743 года Ломоносов был заключен под стражу. Причиной тому послужил конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич пробыл в тюрьме восемь месяцев. Этот период отмечен его активной научной и творческой деятельностью. В частности, он написал «Вечернее размышление о Божием величестве». Упоминание о Господе в официальном названии […]...
- Урок русского языка в 9 классе «Серьезный разговор о сложных предложениях» Урок русского языка в 9 классе Учитель: Вохмянина Ольга Валентиновна МОУ Павинская СОШ Тема урока : Серьезный разговор о сложных предложениях Цель урока: Вспомнить известное о сложных предложениях и их видах Развивать навык учащихся разграничения сложных и простых предложений Формировать умения учащихся читать и составлять схемы сложных предложений Развивать творческие способности учащихся, умение делать выводы […]...
- Жанровые особенности оды (Ломоносов М. В.) Ода была, как мы знаем, одним из основных поэтических жанров классицизма. Ломоносов вводил в русскую поэзию XVIII века жанр торжественной оды, видоизменив ее соответственно своему пониманию задач поэзии. Его ода не прославляла какое-либо определенное событие, это была стихотворная ораторская речь, в которой давалась широкая программа преобразования страны. Ода Ломоносова являлась выражением национального самосознания русского народа, […]...
- Урок русского языка для 3 класса по теме: «Род имен существительных» Брюханова Татьяна Владимировна, Учитель МОБУ СОШ № 21 Г.. Белорецк, Республики Башкортостан Урок русского языка для 3 класса по теме: » Род имен существительных» Цель урока: познакомить с понятием рода имен существительных Задачи: 1) Формировать умение определять род имен существительных. 2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, связную речь. 3) Воспитывать любовь к природе, любознательность, самостоятельность, […]...
- Приложение к статье: Урок русского языка в 11 классе Приложение к статье Урок русского языка в 11 классе Тема: Редактирование сочинения-рассуждения по типу ЕГЭ. Учитывая, что данная технология наиболее эффективна в дискуссиях, письменных работах и активной работе с текстами, избираем такую тему урока. . Цель: повторение теоретических аспектов написания сочинений подобного типа, анализ предложенного сочинения с указанием и комментированием ошибок, обучение редактированию текста, нахождению […]...
- Значение Ломоносова в истории литературы (Ломоносов М. В.) Значение Ломоносова в истории русской литературы и русского литературного языка очень велико. 1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковский реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. От Ломоносова идет та система стихосложения, которая дошла до наших дней. 2. Ломоносов содействовал созданию […]...
- Труды Ломоносова в области языка и литературы (Ломоносов М. В.) Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвел существенную реформу в области русского литературного. языка и положил начало той системе стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней. Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем. В предисловии […]...
- «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния» Духовные оды М. В. Ломоносова «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния» История создания и жанр. В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой […]...
- Борьба по вопросам развития литературного языка (Литература XIX века) Напряженная борьба происходила в то время и по вопросу о литературном языке. Началась она с выступления ярого реакционера адмирала Д. С. Шишкова, который в 1803 году опубликовал Свою первую работу, направленную против литературного слога Карамзина и его последователей, — «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». Как мы уже знаем, Карамзин строил. литературный язык, […]...
- Урок русского языка в 6 классе «В стране выученных уроков, или Путешествие на остров Лексика» Урок русского языка в 6 классе «В стране выученных уроков, Или Путешествие на остров Лексика» Тип урока: Обобщение и систематизация изученного по теме: «Лексика и фразеология» Цель: 1) Создание условий для проявления творческой активности и самостоятельности. Задачи: Обобщение изученного по теме: «Лексика и фразеология» Формирование лингвистической и самообразовательной компетенций учащихся Воспитание интереса к урокам русского […]...
- Урок русского языка Во 2 классе Тема: Закрепление умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу Октябрьская О Ш 1 -3 ступеней Урок русского языка Во 2 классе Тема: Закрепление умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Учитель Музычук Л. Н. 16.12.2009 г. Тема: Закрепление умения писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу. Цели: совершенствовать написание а, у, и после шипящих звуков; развивать умение определять в словах орфограммы; развивать связную […]...
- Сочинение на тему «Международное значение русского языка» Русский язык — национальный язык, язык науки и культуры. Известные поэты и писатели: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов и другие создавали русский язык, занимались его развитием и приумножением его достоинств, благодаря им мы получили такой язык, на котором говорим сейчас, они сделали его понятным и ясным для каждого. Известные ученые — филологи: Виноградов, Щерба, доводили русский […]...
- Конспект урока русского языка на тему «Поможем Доброй Фее» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО Г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин» Конспект урока русского языка на тему «Поможем Доброй Фее» Подготовила Учитель-логопед Сафонова Наталья Александровна Г. Саяногорск 2012г. Цели. Коррекционно-образовательные: Обогатить и расширить словарный запас по лексической теме: «Цветы» с помощью логопедических заданий, игр и упражнений. Коррекционно-развивающие: Закрепить знания детей по обучению […]...
- Конспект русского языка на тему «Игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка» Никифоровского района Тамбовской области Конспект русского языка на тему «Игрушки» (конспект) Подготовила Учитель — логопед Давыдова Елена Юрьевна Р. п. Дмитриевка 2014 г. Цели: Расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки» Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны. Задачи: […]...
- Пушкин творец национального литературного языка Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. На протяжении всего XV в. от Ломоносова до Радищева и Карамзина в развитии русского литературного языка постепенно усиливается тенденция к сближению книжной литературной речи с народным языком, с бытовым просторечием:. Однако только Пушкин гениально завершает этот процесс и развивает до совершенства тот изумительный по выразительности и. богатству […]...
- Сочинение на тему Мой класс русского языка Я в восторге от нашего класса русского языка. Казалось бы, обычный класс, ничего особенного, но нет. А все дело в том, что преподаватель русского языка и литературы — Алла Ивановна, милая женщина лет 50-55 с приятной опрятной внешностью, всегда пахнущая сладкими духами с отдушкой домашней выпечки. У нее трое маленьких внуков и каждый день перед […]...
- Конспект урока русского языка для 6 класса на тему «Волшебница — Зима» Конспект урока русского языка для 6 класса на тему «Волшебница — Зима» Предмет : Русский язык Класс: 6 Задача занятия : развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности в составе универсальных учебных действий: 1)личностного — нравственно-этического оценивания усваемого содержания исходя из личных ценностей; 2)познавательных — извлечение необходимой информации из предоставленного материала, ее структурирования; […]...
- План мероприятий недели английского языка, русского языка и литературы План мероприятий Недели английского языка, русского языка и литературы ( 03.02.2014. — 08.02.2014.) «Нет, я не Байрон, я другой…» (к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова) В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него — никто. Оноре де Бальзак 1. «Лермонтов: ожившие страницы» . Конкурс рисунков и видеороликов к стихотворениям […]...
- Формирование русского стиха Формирование русского стиха Русский стих формировался веками и испытал множество влияний и трансформаций. Народный стих представлял собой довольно разноречивую с ритмической точки зрения стихию, не поддающуюся единой классификации. Можно с достаточной степенью уверенности говорить, что там были возможны и строго упорядоченные (метрические), и менее упорядоченные (дисметрические) варианты. Известной дисметрической формой народного стиха, дошедшей до современности, […]...
- Сочинение на тему «Есть ли будущее у русского языка?» Величие и богатство русского языка оспорить сложно. Это настоящий колосс литературы, непререкаемый авторитет и символ неисчислимых достоинств. Любое классическое произведение русских авторов — это непревзойденное мастерство истинного Слова, лишний раз подтверждающее тот факт, что русскому языку подвластны любые краски, эмоции и изыски. Увы, нынешнее время нельзя назвать порой расцвета русского языка. Сегодня, когда общение непростительным […]...
- Теория «трех штилей» и реформа русского языка М. В. Ломоносова Выдающийся русский ученый, просветитель, поэт Михаил Васильевич Ломоносов оставил глубокий след во многих областях науки, в том числе и в языкознании. Он является одним из основоположников науки о русском языке. Им написана первая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами литературного языка, созданы работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, собраны обширные материалы по русской диалектологии […]...
- Конспект урока русского языка на тему «Звуковой анализ слова «мука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка» Конспект урока русского языка на тему «Звуковой анализ слова «мука» Подготовила воспитатель Соколова Наталия Викторовна П. Таежный 2015 год Программное содержание: продолжать обучение звуковому анализу слова, умение различать гласные твердые и мягкие согласные звуки. Учить вычленять словесные […]...