Мастерство учителя в активации познавательной деятельности учащихся на уроке
Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс,
Одним из важных показателей мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активации процесса обучения.
Задача учителя – найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.
Это целенаправленный процесс.
Максимальная эффективность – когда цель воспитания становиться близка и понятна воспитаннику. Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен.
Он длится всю жизнь. Школьное воспитание – непрерывное взаимодействие учителя и ученика.
Если процесс воспитания прерывается или идет от случая к случаю, то приходится заново прокладывать след в сознании ученика вместо того, чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки. Это комплексный процесс, т. е. единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, с целью целостного формирования личности.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Среди наиболее значимых факторов воспитания детей семья всегда играла ведущую роль, которую сохранила и по сей день. Однако сегодня семейное воспитание несет значительные потери в связи с вынужденным переключением усилий родителей на создание материальной базы как условия выживания, как возможность дать собственным детям качественное образование.
- Инновационные технологии обучения как средство развития познавательной деятельности учащихся Образование третьего тысячелетия – это образование для конкретного человека и человечества вообще. Главное в новой парадигме образования – это ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям развития общества, признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством а последнее с познавательной деятельностью: развивается лишь тот, кто […]...
- Активатизация познавательной деятельности учащихся Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить (“зазубрить”), ее надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна моя педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать!!! Проявление интереса к предмету можно добиться путем применения новых современных или […]...
- Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в специальных (коррекционных) школах VII вида I. Основа активности учебно-познавательной деятельности: – адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям; – стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся; – преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения. II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить: – о возрастных и […]...
- Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности – Скачать Организация творческой познавательной деятельности как средство формирования социально адаптированной личности Автор: Новикова Людмила Васильевна, учитель физики Бюджетное образовательное учреждение города Омска “Средняя общеобразоваельная школа №135” “Воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организует”. Умело организованная деятельность, ведущая к росту творческой активности, способствует решению одной из главных задач образования – воспитанию грамотного, продуктивно мыслящего […]...
- Активизация творческой деятельности учащихся на уроках физики Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения умственных сил, как стремление к энергичной деятельности, как преобразование окружающих явлений, процессов, предметов. Обучение – процесс тесного взаимодействия между учителем и учеником. Оно будет эффективно только в том случае, если и учитель, и ученик проявят […]...
- Активизация познавательной деятельности на уроках украинского языка Активізація пізнавальної та розумової діяльності учнів на уроках української мови та літератури. Екологічне виховання школярів. Кожен вчитель має право не вибір рівня активізації, який залежить від наявного часу на вивчення теми, якості підготовки школярів і самого вчителя, змісту матеріалу та розвиваючих і виховних завдань уроку. За достатньої кількості часу можна забезпечити найвищий рівень активізації – […]...
- Сущность процесса обучения Сущность процесса обучении – это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, – организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; – Овладение научными знаниями умениями, навыками; – формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной […]...
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны […]...
- Отзыв об уроке информатики Урок информатики был проведен в 10 классе. Тема урока – “Введение в среду Windows”. Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: помочь учащимся получить базовое представление об операционной системе Windows; воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; развитие познавательных интересов, самоконтроля, алгоритмического мышления Урок был организован на высоком уровне. Ученики и учитель были […]...
- Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного обучения и воспитания Педагогический совет по теме. “Коммуникативная культура учителя как условие Личностно-ориентированного обучения и воспитания” Цель: определить степень сформированности коммуникативных навыков у педагогов гимназии и оценить уровень коммуникативной культуры учителей в системе взаимодействия с учащимися. Задачи: – познакомить педагогов с понятиями “коммуникативной культуры учителя”, “коммуникативной компетентности учителя”; – используя диагностическую методику, определить состояние сформированности основных коммуникативных навыков […]...
- Причины слабой успеваемости учащихся В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость – многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации (недопущения) […]...
- Отзыв об уроке информатики “Математические операции и функции” Урок информатики был проведен в 10 классе. Тема урока – “математические операции и функции языка Паскаль”. Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: помочь учащимся получить представление о представлении математических операций и функций в языке Паскаль; воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; развитие познавательных интересов, самоконтроля, алгоритмического мышления. Урок был организован на […]...
- Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся. На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат. Использование межпредметных связей – одна из наиболее […]...
- “Методологические и дидактические основы современного урока химии” – скачать бесплатно “Методологические и дидактические основы современного урока химии” Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологией педагогики является совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Другими словами: методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях […]...
- Отзыв об уроке информатики в 10 классе по теме “математические операции и функции языка Паскаль Урок информатики в 10 классе по теме “математические операции и функции языка Паскаль”. Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: помочь учащимся получить представление о представлении математических операций и функций в языке Паскаль, научить выполнять простое форматирование документов; воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; развитие познавательных интересов, самоконтроля, алгоритмического мышления Организация урока […]...
- Какое воспитание и образование получил Грибоедов, кем были его учителя? Какое воспитание и образование получил Грибоедов, кем были его учителя? В традициях русского дворянства эпохи А.С. Грибоедов получил прекрасное первоначальное домашнее воспитание и образование. Его гувернерами были И.Б. Петрозилиус и Б.И. Ион. И.Б. Петрозилиус впоследствии занимал должность библиотекаря Московского университета, а Б.И. Ион стал первым в России, кто получил степень доктора права. Богдан Иванович Ион […]...
- Профессия учителя (сочинение-рассуждение) Если учитель соединяет в себе Любовь к делу и к ученику, он Совершенный учитель. Л. Толстой Быстро летят годы. Кажется, совсем недавно мы, первоклашки, с букетами цветов переступили порог своего 1 “А” – и уже 8-й класс. Хорошо запомнился еще один день школьной жизни. Нарядные и торжественные, мы собрались в украшенном зале. Но почему сквозь […]...
- Идеальный образ учителя Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. […]...
- C днем Учителя!!! Дорогие учителя, уважаемые коллеги! Поздравляю Вас с нашим общимпрофессиональным праздником – Днем Учителя! Каждый человек с теплотой и любовью, уважением и благодарностью помнит о своем первом учителе, мысленно не развозвращаясь в свои школьные годы. Невозможно переоценить роль учителя в жизни общества – в ваших рукахбудущее страны, ее процветание и могущество. Каждый Ваш ученик – это […]...
- Сочинение про учителя Сочинение про учителя – это сочинение публицистического стиля о роли учителя в жизни общества. Автор сочинения про учителя подчеркивает, что во все времена учитель был и остается не просто хранителем знания, но и примером для подражания. Сочинение про учителя У современного человека должно быть хорошее образование и широкий кругозор. Надо много знать и постоянно развиваться. […]...
- Предмет педагогики В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них. Греческое слово “пейдагогос” можно перевести как “детоводитель”, “детовожатый”. Таким образом, “педагогика” в буквальном переводе с греческого “детовождение”. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более […]...
- Сочинение-рассуждение на тему Роль учителя в жизни ученика Оценить количество потраченных сил и нервов в работе учителя, не сможет ни один ученик. Не побывав на месте педагога, невозможно понять степень сложности данной профессии. Когда перед учителем сидит класс и в нем находится большое количество учеников, каждому из которых необходимо уделить время, объяснить урок, тратится много энергии. Учитель не только обучает предмету, но и […]...
- Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить […]...
- Профессиональные способности учителя: в чем они заключаются и как их развивать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Добрянская детская школа искусств” Профессиональные способности учителя: В чем они заключаются И как их развивать. Методическая разработка. КАЮКОВА Галина Леонидовна II квалификационной категории Г. Добрянка Профессиональная и человеческая обязанность учителя – давать ученикам знания и воспитывать их, т. е. созидать. “…Нет на свете более тяжелого и напряженного труда, чем […]...
- Школа. Учитель. О профессии учителя Как трудна и сложна профессия учителя – вот проблема, над которой размышляет Г. И. Андреев. Текст основан на конкретном случае из жизни. Рассказчик повествует о том, как родители пытались отговорить сына от поступления в педагогический институт. Мать, сама учительница, внушала ему, какая это сложная и неблагодарная профессия. “Это ведь не жизнь, а мука: бесконечные тетрадки, […]...
- Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Самореализация учащегося – это реализация его возможностей, его “Я”, предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности, Общения, межличностных отношений. На уроках литературы я предлагаю учащемуся, помимо традиционных, задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе […]...
- Развивающая функция обучения Развивающая функция обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Развивающая функция обучения рассматривалась в работах таких известных педагогов, как И. Г. Пестолоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выгодский, Л. В. Знаков, В. В. Давыдов и др. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые […]...
- День Учителя в нашей школе В этом году День учителя в Красноармейской школе отпраздновали с размахом. Праздничные мероприятия протекали на протяжении двух дней: 30 сентября (пятница) и 3 октября (понедельник). 30 сентября учащиеся 5 – 10-х классов украсили фойе и коридоры школы праздничными плакатами и стенгазетами с поздравлениями для учителей. 3 октября утром состоялась выставка-конкурс букетов и композиций из природного […]...
- Урок педагогики на тему “Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать” МКОУ “Начальная общеобразовательная школа №13” п. Бобровский Сысертский городской округ Урок педагогики на тему “Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать” Исполитель::Корниенко Любовь Аркадьевна Заместитель директора по УВР Стаж в данной должности: 6 лет Педагогический стаж: 32 года Тема “Когда ученик не хочет учиться, выбор учителя: смириться или действовать” Цель: Выявить основные […]...
- Особенности психолого-педагогической подготовки профильного самоопределения учащихся Доклад подготовила Практический психолог ОШ №1 I – III ст. пгт Багерово Хрони Е. Н. Особенности психолого-педагогической подготовки Профильного самоопределения учащихся На современном этапе актуальной является реализация идеи профилизации обучения. Система профильного образования состоит из двух подсистем: предпрофильной подготовки и профильного обучения. Это система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия […]...
- Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей “Поэтике” Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров […]...
- Профессиональные и духовно-нравственные качества учителя литературы Личность учителя литературы: Современного творческого учителя литературы отличает прежде всего высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, интегративность, комплексность, динамизм, гибкость, мобильность, аналитичность, самокритичность и критичность. Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные, […]...
- Сочинение на тему в руках учителя будующие Кто такой учитель? Я ни раз задавала себе этот вопрос. Учитель – “наставник, преподаватель, обучатель. Учительствовать – быть в звании учителя” (по словарю В. И. Даля). В какой бы словарь я не заглянула, нигде не найду ответа, который бы точно и полно раскрыл бы мне это понятие. Учитель – это тот, кто любит и понимает […]...
- Сочинение-рассуждение на тему Роль учителя в жизни человека Учитель… Такое простое слово, известное каждому человеку с детства. У большинства людей оно и ассоциируется именно с детством, юностью, учебой в школе. Первый учитель, любимый учитель, главный учитель… Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным. Позже, мы будем вспоминать […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Индивидуализация и дифференциация контроля знаний учащихся Индивидуализация и дифференциация контроля знаний учащихся. Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Одна из важнейших задач, […]...
- Диагностика филологических знаний учащихся Пристальное и повседневное отслеживание процесса обучения всего класса и каждого ребенка – обязательное условие успеха литературного образования. Одним из составляющих элементов такого отслеживания должна стать диагностика знаний, умелый контроль со стороны учителя. Контроль – это не просто один из способов решения проблемы оценки знаний, но также и попытка увлечь ребенка чтением, “заставить” его прочесть или […]...
- Текстовый опрос на уроке литературы В Пояснительной записке сборника нормативно-методических материалов по литературе четко определена цель литературного образования. Вся работа учителя-словесника должна быть направлена на “становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей”. В данном документе также говорится, что “при этом ученик овладевает мастерством читателя”, а “потребность […]...
- Творческая деятельность учащихся Можно ли воспитать гения? Исследования ученых убедительно доказывают, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми или гениальными,- не аномалия, а норма. Познавательный интерес, творчество ученика – это способы, без которых обучение невозможно. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить […]...
- Конспект урока по теме “Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств” Выполнила: Масленникова Т. В., Преподаватель по классу баяна, аккордеона МОУ ДОД “Козьмодемьянская детская школа искусств им. А. Я. Эшпая”, г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл. Тема урока: Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств. Тип урока: комбинированный. Цели и задачи урока: Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой. Развивающие: […]...