Сочинение: тема маленького человека в произведениях Гоголя
Из великих русских писателей вслед за Пушкиным обратился к теме маленького человека Гоголь. В его произведениях усилился социальный мотив противопоставления маленького человека, обладающего душой, власть имущим. Его маленький человек – это тоже по преимуществу мелкий чиновник, чье сознание забито и унижено. Своего Акакия Акакиевича (повесть “Шинель”) Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло быть на самом деле, его круг интересов крайне убог и скуден, а жизненные стремления не простираются дальше покупки новой
Поначалу этот герой представляется даже в комическом свете, но очень скоро этот налет комизма полностью снимается, уступая место трагизму. Гоголь с огромной силой дал почувствовать, что и в жизни маленького человека есть присутствие души, божественного начала, чего не видят равнодушные окружающие. Казалось бы, незначительное обстоятельство – кража новой шинели – становится для маленького человека подлинной жизненной трагедией, и мастерство Гоголя в том, что он заставляет читателя переживать эту трагедию, как свою собственную. В развитии сюжета повести большое значение приобретает
Гоголь делает так, что фактически именно “значительное лицо”, а не неизвестные похитители шинели становится непосредственной причиной смерти Акакия Акакиевича. Тема чиновного равнодушия к человеку, извращения подлинных человеческих отношений в чиновной среде – одна из важнейших в “Шинели”. И в противовес этому равнодушию в повести громко звучит тема совести и стыда, которыми должен руководствоваться человек в общении с ближним, невзирая ни на чин, ни на внешнюю непритязательность и даже комичность какого-то отдельного человека. Одной из лирических кульминаций повести является случай с молодым чиновником, который по примеру прочих начал было издеваться над Акакием Акакиевичем и услышал в ответ лишь беспомощное “Зачем вы меня обижаете?”.
Эта простая фраза произвела удивительное воздействие на молодого чиновника: “он вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою во лбу, с своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”.
Гуманистическая мысль Гоголя выразилась в этом эпизоде совершенно отчетливо. Вообще надо сказать, что Гоголь в трактовке темы маленького человека как бы оставляет на время свой дар смеха, показывая, что смеяться над человеком, пусть даже и самым ничтожным, – грешно и кощунственно, не смеяться надо, а увидеть в нем своего брата, пожалеть, проникнуться той незримой трагедией, которая является на поверхности сначала как повод для смеха, как анекдот. Такова же его трактовка маленького человека и в повести “Записки сумасшедшего”.
Начинается повесть с чрезвычайно забавных высказываний сошедшего с ума чиновника, возомнившего себя испанским королем, и это поначалу очень смешно и нелепо. Но конец у повести совсем другой – трагический.
Тема маленького человека нашла отражение и в “Мертвых душах”. Этой теме посвящен самый большой и значительный вставной сюжет – так называемая “Повесть о капитане Копейкине”. Здесь мы встречаемся все с теми же мотивами Гоголя, с комичной поначалу фигурой капитана Копейкина, который, однако, поставлен в трагические обстоятельства не чем иным, как именно чиновным равнодушием. При этом осмысление чиновных отношений у Гоголя здесь идет глубже: он уже не показывает “превосходительство” тупым и бессердечным человеком, наоборот, он бы и хотел помочь Копейкину и сочувствует ему, но общий порядок вещей таков, что сделать тем не менее ничего нельзя.
Все дело в том, что государственной бюрократической машине вообще нет дела до живого конкретного человека, она занята более масштабными делами. Здесь с особой силой звучит любимая гоголевская мысль о том, что мертвая бюрократическая форма подавляет собой живую жизнь.
Примечательно, что Гоголь, в отличие от своих предшественников, пытается показать пробуждение самосознания маленького человека. Правда, пробуждение это еще робкое, происходит помимо сознательной воли героя и часто принимает фантастические, гротескные формы. В сумасшествии и мании величия оно выражается в “Записках сумасшедшего”, в предсмертном бреду – у Акакия Акакиевича.
Но ведь не случайно тому же Акакию Акакиевичу уже после смерти дана способность жить и мстить своим мучителям, срывая с них шинели; не случайно в разбойники уходит капитан Копейкин. Все это показывает, что даже самого кроткого и безответного маленького человека можно довести до степени, когда в нем поднимается мужество отчаяния. Этот процесс пробуждения самосознания в маленьком человеке, захваченный Гоголем на самой первой, начальной стадии, очень важен для дальнейшего развития этой темы в русской литературе.