Развитие темы “Маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя



Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творче­стве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смот­рителе” А. С. Пушкина. Вообще же “малень­кий человек” таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, до­веденный до отчаяния человек. При этом это особый социально-психологический тип, то естьлюбой человек, ощущающий свое бесси­лие и ничтожность.

Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” все­гда ведетжизненная катастрофа, но исход протеста – безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический ха­рактер, а Гогольпродолжил развитие этой те­мы в петербургских повестях (“Нос”, “Нев­ский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Шинель”).

Но продолжил своеоб­разно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя глубокими общественнымипротиворечиями, трагичес­кими социальными катастрофами. По Гоголю, Петербург – город, где человеческие отно­шения искажены, торжествует

пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, “кроме фона­ря, все дышит обманом”.

Именно в этом страшном, безумном городепроисходят уди­вительные происшествия с чиновником По-прищиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жесто­кой действительностью.

Человек и нечеловеческие условия его об­щественного бытия – главный конфликт, ле­жащий в основе петербургских повестей. Од­на из наиболее трагических повестей, несо­мненно, “Записки сумасшедшего”. Герой произведения Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник.

Он дворянин, очень беден и ни на что не претен­дует. С достоинством он сидит в кабинете ди­ректора и очинивает перья “его высокопрево­сходительству”, преисполненный величайше­го уважения к директору. “Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!” – отзывается о директоре Поприщин.

По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто име­ет высокий чин, должность, деньги, – так счи­тает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог. Но не по­смеяться над ним хотел Гоголь.

Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожи­данно западает вопрос: “Отчего я титулярный советники, с какой стати я титулярный совет­ник?” Поприщин окончательно теряет рассу­док и поднимает бунт: в нем просыпается ос­корбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему “что есть лучшего на свете, все достается или ка­мер-юнкерам, или генералам”. По мере уси­ления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства.

В финале повес­ти он, нравственно прозревший, не выдержи­вает: “Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучат меня?”

Блок заметил, что в вопле Поприщина слы­шен “крик самого Гоголя”. “Записки сумас­шедшего” – протест против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедли­вость. Поприщин – порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания “маленького че­ловека”.

Жертвой Петербурга, жертвой нище­ты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин – герой повести “Шинель”. “…Он был то, что называют вечный титулярный со­ветник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться” – так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограни­ченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “…В одном департаменте служил один чинов­ник…

Башмачкин”, робкий, задавленный судь­бой человек, забитое, бессловесное сущест­во, безропотно сносящее насмешки сослужив­цев. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сы­пали на голову ему бумажки”.

И вот таким человеком овладела всепожи­рающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоиз­меримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на вы­сокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к “значительному лицу”. “Значительное ли­ц о ” – обобщенный образ представителя власти.

Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значи­тельного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”. Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бес­словесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”. И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть.

Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”. Мнения критиков и современников Гоголя об этом герое разошлись.

Достоевский увидел в “Шинели” “безжало­стное издевательство над человеком”. Кри­тик Аполлон Григорьев – “любовь общую, мировую, христианскую”. А Чернышевский назвал Башмачкина “совершенным идио­том”. Как в “Записках сумасшедшего” нару­шены границы разума и безумия, так и в ” Шинели” размыты границы жизни и смерти.

И в “Записках”, и в “Шинели” в конечном итоге мы видим не просто “маленького человека”, а человека вообще. Перед нами люди одино­кие, неуверенные, лишенные надежной опо­ры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Именно так изоб­ражает его Гоголь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Развитие темы “Маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя